КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ТЕОРИИ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОЛА ЛАЗАРСФЕЛЬДА

2020. №1, Стр. 55-59

Аргун Лаура Лариковна - Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, argun.laura@mail.ru

Статья посвящена изучению процесса формирования концепции электоральной коммуникации выдающегося американского социолога австрийского происхождения Пола Лазарсфельда (1901-1976). Показано развитие исследования, проведенное Лазарсфельдом и группой ученых Колумбийского университета в первой половине XIX в. Автор излагает этапы исследования, описывает методы, модели и индексы, которые использовали социологи при определении формирования политических предпочтений избирателей. Лазарсфельд совместно с Берельсоном и Годэ рассмотрели причины изменения политического поведения по результатам проведенных опросов. Исследование показало, что существует ряд факторов, в силу которых, респондент менял свое мнение. Прежде всего, были выделены 1) СМИ; 2) окружающая индивида социальная среда; 3) межличностные контакты между членами малых групп (семья, коллектив, группа по интересам). Межличностное общение, - оказывало наибольшее влияние на избирателя. Отношение к кандидату, его плюсы и минусы, анализ его политической программы, - все это обсуждалось членами малых социальных групп. Мнение, сформулированное в малой группе, прямым образом влияло на восприятие кандидата избирателем. На людей, которые находились под влиянием мнения социума, менее всего оказывало воздействие СМИ, пропаганда партий. В настоящей статье показаны результаты исследовательского проекта Лазарсфельда и актуальность его методологии для современной политической науки.

Ключевые слова: Пол Лазарсфельд, бихевиорализм, политическое поведение, массмедиа, выборы, избирательная кампания, коммуникация, политические предпочтения, интервью, политическая пропаганда, Paul Lazarsfeld, behaviouralism, political behaviour, mass media, elections, election campaign, communication, political preferences, interviews, political propaganda

Читать