Морской музей в системе подготовки инженеров-кораблестроителей Санкт-Петербургского политехнического института Петра Великого в первой трети ХХ в.

Аннотация

Система подготовки инженеров-кораблестроителей Санкт-Петербургского политехнического института Петра Великого (СПбПИ), заложившая основы школы гражданского судостроения в России ХХ в., сохраняет их и сегодня. Изначально при создании кораблестроительного отделения (факультета ‒ с 1917 г.) фундамент подготовки морских инженеров составляли практические занятия, которые, наряду с другими структурами вуза, обеспечивал Морской музей СПбПИ. Целью настоящей работы стал анализ создания и деятельности Морского музея в системе научно-технической подготовки морских инженеров Санкт-Петербургского политехнического института Петра Великого. Приведена оценка вклада создателя музея и руководителя кораблестроительного отделения проф. К. П. Боклевского, благодаря которому была развёрнута большая научно-исследовательская и практическая работа, происходило оснащение музея передовым оборудованием и комплектование библиотеки лучшими собраниями книг по судостроению. Интеграция музея в мировые процессы судостроения благодаря его кол-лекциям, решение комплекса проблем в связи с изменениями после событий 1917 г. в России ‒ все эти аспекты рассмотрены в контексте университетской среды начала ХХ в. Источниками настоящего исследования послужили фонды архивов Санкт-Петербурга, работы К. П. Боклевского, воспоминания студентов и преподавателей, материалы прессы, а также ряд финансовых документов, касающихся деятельности Морского музея СПбПИ. Большинство архивных документов впервые вводится в научный оборот, что позволяет представить полную картину не только функционирования музея, но и создания системы подготовки инженерных кадров для российского флота. В работе были использованы проблемно-хронологический, системный, сравнительный и статистический методы, которые позволили показать способность Санкт-Петербургского политехнического института Петра Великого создать центр притяжения всего морского дела в России с целью подготовки специалистов для постройки судов и других плавучих сооружений.

Ключевые слова

Вклад авторов

Кузнецова О. Н. – научное руководство, разработка концепции исследования, обоснование цели статьи, написание исходного текста, сведение данных; итоговые выводы; Хламов И. И. – работа в музеях, архиве, обработка и представление статистических данных, материалов источников, доработка текста, итоговые выводы.

Источники

  1. Боклевский, К. П. Краткий очерк общей организации Института и системы преподавания на Кораблестроительном отделении / К. П. Боклевский. – Санкт-Петербург : Типо-лит. Шредера, 1908. – 48 с.
  2. Боклевский, К. П. Проектирование судов / К. П. Боклевский. – Санкт-Петербург : Лит. Трофимова, 1906. – 334 с.
  3. Бурлыкина, М. И. Музеи высших учебных заведений дореволюционной России (1724‒1917). – Сыктывкар : Сыктывкарский ун-т, 2000. – 238 с.
  4. Воротинцев, Н. И. Подробная справочная книга о Петроградском Политехническом институте императора Петра Великого / Н. И. Воротинцев. ‒ Петроград : С.-Петерб. градоначальство, 1914. ‒ 91 с.
  5. Добровольный флот. ‒ URL: https://retroflot.com/dobrovoljnyj_flot.html (дата обращения: 06.06.2023).
  6. Показать больше
Информация о статье
История
Авторы
Для цитирования
Кузнецова О. Н., Хламов И. И. Морской музей в системе подготовки инженеров-кораблестроителей Санкт-Петербургского политехнического института Петра Великого в первой трети ХХ в. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2023. № 4 (77). С. 101–112. https://doi.org/10.54398/1818510Х_2023_4_101.
Распространение

Лицензия Creative Commons

Материалы издания доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная