В современной социогуманитарной литературе существует большое количество исследований, посвященных манипуляции сознанием. Манипуляция поведением социальных групп и институтов представляется нам интересным и недостаточно исследованным в социальной и политической философии предметом. Цель статьи – выявить отличия и особенности манипуляции сознанием и манипуляции поведением, проанализировать факторы повышения эффективности манипуляции сознанием и поведением. И сознание, и поведение человека есть совокупность и результат общественных отношений. В статье проводится анализ особенностей деятельности и изменения сознания; эксплицируется связь сознания и поведения; анализируются барьеры между сознанием и поведением. Социализация формирует сознание, деятельность детерминирует поведенческие паттерны и перцептивные схемы, которые, в свою очередь, опосредуют поведение. Манипуляция сознанием не ведёт к однозначному изменению поведения. Для эффективной манипуляции поведением необходимо вовлечение в тренинговый процесс, который сформирует новые перцептивные схемы и поведенческие паттерны. Вовлечение индивида в деятельность по новым схемам вызывает сопротивление в связи с потребностью сохранения энергии и нежеланием тратить ресурсы на освоение нового. Два пути такого вовлечения, создающего благоприятные условия для социальной манипуляции. Первый мягкий – «маркетинговый соблазн». Второй – разрушение или дискредитация в сознании устоявшихся поведенческих паттернов и перцептивных схем. Это происходит в результате изменения социальных условий. Образ жизни, сформированный в определённых социальных условиях, детерминирует и сознание, и поведение человека. Изменение общественных отношений и социального устройства меняет образ жизни и является необходимым условием изменения ментальной и поведенческой деятельности, которые, в свою очередь, обеспечивают возможность манипуляции социальным поведением.
Авдеенко Е. В. Манипуляция сознанием и манипуляция поведением: социально-философский анализ // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2023. № 4 (77). С. 176–183. https://doi.org/10.54398/1818510Х_2023_4_176.