КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА В ИСЛАМСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ: ПРОБЛЕМА ТРАНСФОРМАЦИИ

2020. №2, Стр. 82-88

Харипова Земфира Флюровна - Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, nazamina765@gmail.com

Актуальность антропологической проблематики, на наш взгляд, не требует подробных обоснований. Вопросы человековедения, являясь фундаментальными философскими вопросами, никогда не теряли своей значимости на протяжении всей истории развития философской мысли. Анализ концепта мусульманского идеала человека необходим для развития современной религиозной антропологии и предложения решения проблем комплексного изучения человека. В статье рассматривается мусульманская концепция человека, которая лежит в основе особого положения человека, сотворённого Аллахом. Исламская теология определяет сущность и назначение человека через богослужение и богопочитание: «Я создал духов и людей лишь для того, чтобы они Мне поклонялись» (Коран 51:56, М.-Н. О. Османов). Практическое выполнение исламского закона определяет истинную ценность человека. В трактовке человеческого совершенства основным критерием в исламской антропологии выступает внешнее исполнение культовых норм исламского вероучения и приобретение нравственных качеств аскета. При оценке человеческой жизни приоритет отдаётся загробному существованию. Автор устанавливает, что полноценному выполнению этих религиозных обязанностей мешает слабость человеческой природы. Образцами идеального человека в исламе были все пророки.

Ключевые слова: Islamic anthropology, islam, the Quran, monotheism, worship, Sufism, sin, nafs, the concept of man, prophets

Читать