КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

Свой и Чужой в гетеротопном пространстве медиа-культуры

2015. №3, Стр. 275-280

Хлыщева Елена Владиславовна - доктор философских наук, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, culture_mar@mail.ru

Являясь гетеротопным пространством, медиакультура предстает посредником между обществом и государством, социумом и властью. Именно медиа-культура призвана интегрировать все элементы социума. Для диалога между личностью и властью необходима объективная информация. Но медиа, будучи опорой любого государства, оперирует мифологизированной информацией, что влечет за собой упрощение картины мира, где фигурируют знакомые образы, главными из которых становится оппозиция «Свой» и Чужой», упорядочивающая мир, четко разделяя его на «добро» и «зло». Сегодня в роли чужого выступает фальсифицированная информация об историческом прошлом, которое трансформируется в интересах определенных политических сил. Особенно достается советской эпохе, субъективно показанной в учебниках, книгах, сериалах. Справедливая критика недостатков советской системы сочетается с откровенными клеветническими фальсификациями, целью которых является уничтожение представления о созидательном потенциале советской модели и внедрение новой мифологии. Отказ от мифологических клише необходим, однако сделать это в обществе массового потребления достаточно трудно, так как медиа используют образы. проверенные временем и охотно воспринимаемые массовым человеком.

Ключевые слова: гетеротопия, масс-медиа, Свой, Чужой, мифология, картина мира, Heterotopy, mass-media, Our, Stranger, mythology, world’s picture

Читать