КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

ЖЕНЩИНЫ И ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО В ТИБЕТСКОМ БУДДИЗМЕ

2020. №2, Стр. 102-109

Уланов Мерген Санджиевич - Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, ulanov1974@mail.ru

Рассмотрена роль женщин и женского начала в тибетском буддизме. Автор отмечает, что тантрическая традиция, получившая распространение в Тибете, значительно подняла религиозный статус женщин. В тантре можно отметить определённое доминирование женского начала, которое получило наиболее яркое выражение в обете отказа от критики и унижения женщин. В буддийском тантризме женское начало понимается как важный источник высшей мудрости и духовной энергии. В тантре отмечается, что все женщины имеют природу дакинь, специфических женских божеств, поэтому неуважительное отношение к ним не позволяет достичь успехов в духовной практике. В буддийской традиции Тибета можно обнаружить целый ряд историй о женщинах, которые практиковали тантру и достигли наивысших духовных реализаций. Наравне с тантрической в Тибете существовала и развитая монашеская традиция, которая не отрицала тантру, а адаптировала её в формы, подходящие для монашеского образа жизни. В то же время здесь не сохранилась традиция полностью посвящённых монахинь (гелонгма). Со второй половине ХХ в. в среде тибетской диаспоры в Индии начинаются попытки возродить институт гелонгма, которые, однако, находят понимание не у всех представителей тибетского монашеского сообщества. Ещё одним спорным вопросом до недавнего времени была проблема получения женщинами высших ученых степеней в системе буддийского духовного образования (институт геше), где традиционно доминировали мужчины.

Ключевые слова: гендер, женщина, женское начало, женщина в буддизме, тибетский буддизм, женские божества, Тибет, тантра, тантризм, gender, woman, feminine, woman in Buddhism, Tibetan Buddhism, female deities, Tibet, tantra, tantrism

Читать