КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

РЕОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-х гг. (НА ПРИМЕРЕ ВОЛЖСКИХ РЕЧНЫХ ПАРОХОДСТВ)

2019. №2, Стр. 36-42

Гоманенко Олеся Александровна - кандидат исторических наук, доцент, Волгоградский государственный университет, gomanenko.olesya@mail.ru. gomanenko@volsu.ru

В 1930-е гг. водный транспорт СССР играл важную роль в народном хозяйстве вследствие низкой себестоимости грузоперевозок. На волжскую коммуникацию приходилась треть всех речных перевозок в стране. Цель нашей статьи - выяснить сущность организации работы волжского речного транспорта во второй половине 1930-х гг. В работе ставится задача определить, как осуществлялась деятельность трёх волжских пароходств в условиях реорганизации всей системы управления водным транспортом. Статья основывается преимущественно на архивных источниках. Установлено, что волжский водный транспорт, как и всей страны, постоянно ощущал экономические, технические и организационные трудности, что мешало наращиванию объёмов перевозок. Модернизация речного хозяйства происходила крайне медленно, а материально-техническая база была уже изношена. Проводимые в 1930-е гг. мероприятия в системе управления водным транспортом, как и в целом по остальным отраслям народного хозяйства СССР, были нацелены на улучшение работы речного флота, в том числе Волги, и увеличение объёмов перевозок. Однако добиться таких результатов только с помощью административного рычага невозможно. Необходимы были капитальные инвестиции в развитие речной инфраструктуры, чего не было сделано. Поэтому к началу Второй мировой войны водный транспорт Волги уже испытывал серьёзные материальные и технические проблемы.

Ключевые слова: Волга, речной транспорт, народное хозяйство, реорганизация, перевозки, навигация, управление, the Volga, river transport, national economy, reorganization, transportation, navigation, management

Читать