КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

Социально-педагогические аспекты подготовки студентов гуманитарных вузов к безопасной жизнедеятельности

2015. №3, Стр. 310-315

Терницкая Светлана Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 299038, Российская Федерация, г. Севастополь, ул. Астана Кесаева, 14ж, svetlanatsev@mail.ru

Статья посвящена актуальной проблеме - выявление закономерностей формирования качеств субъекта безопасности в высшем образовании и разработка соответствующих методических систем обучения безопасности жизнедеятельности. Автор проводит анализ социально-педагогических подходов к обеспечению безопасности жизнедеятельности студентов-выпускников гуманитарных вузов, реализация которых будет способствовать введению в учебный процесс высшей школы элементов педагогики безопасности. В ходе анализа автор выделил следующие педагогические задачи: воспитание человека, ориентированного на созидание себя и мира в контексте единства с окружающим социумом, природой, техносредой; формирование культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов; актуализация изучения безопасности жизнедеятельности; реализация здоровьесберегающих образовательных технологий; функционирование личностно-ориентированного образовательного процесса, сущность которого составляет взаимодействие педагога и студентов. При изучении использовались ограждающий, обучающий, образовательный, личностно-развивающий и созидательный подходы к обеспечению безопасности жизнедеятельности. Автор полагает, что необходимо выстраивание всего учебного процесса на основе объединения обучения и воспитания в области безопасности жизнедеятельности. При этом следует учитывать необходимость влияния на мировоззрение, эмоционально-волевую и мотивационную сферы. Индикаторами сформированности готовности к безопасной жизнедеятельности у студентов являются осознание ценности и стремление к её осуществлению, проявление интереса и личностное осмысление культуры безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: безопасность, педагогика, безопасность жизнедеятельности, культура безопасности жизнедеятельности, личность безопасного типа поведения, здоровьесберегающие технологии, социально-педагогические задачи, педагогика безопасности, safety, pedagogics, personal and social safety, personal and social safety standards, personality of safe mode of behavior, technology taking care of health, social and pedagogical tasks, safety pedagogics

Читать