Тактильная эстетика в вестиментарной моде
Музалевская Юлия Евгеньевна
10.54398/1818510Х_2024_2_113
Аннотация
Вестиментарная мода, создающая художественные образы человека, руководствуется эстетической значимостью организованности костюма. Однако костюм как наиболее близкая к телу человека оболочка требует обеспечения комфортности существования его обладателя. В этом отношении важны тактильные ощущения, т. е. ощущения прикосновения и давления, возникающие на поверхности кожи. Развитие тактильной эстетики, сущность которой заключается в сочетании красоты и пользы, не происходило на протяжении долгого исторического времени, поскольку существовало пренебрежительное отношение к осязанию как низшему из чувств. Тактильности как элементу осязательности принадлежит особая роль в области вестиментарной моды, где чувство собственного Я возникает из нашего чувственного бытия в мире, т. е. осязание, наряду с визуальностью, определяет степень эстетического. Искусство ХХ в. в практическом опыте обращалось к тактильности, наибольший вклад в «подчинение глаз контролю осязания» внесён художниками-конструктивистами Советской России в 1920-х гг. во главе с В. Е. Татлиным. В настоящее время осязательная эстетика, фундируемая эстетико-философскими концепциями ХХ в., в полной мере обогащает современную художественную практику.
Ключевые слова
Источники
-
Авиценна. Избранное / Абу Али Ибн Сина. – Душанбе-Ашгабад : Культурный центр Посольства ИРИ в Туркменистане, 2003. – 442 с.
-
Аквинский, Ф. Учение о душе / Ф. Аквинский ; пер. с лат. К. Байдуровского. – Москва : Гейде ; Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2004. – 480 с.
-
Аристотель. Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти / Аристотель. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский ун-т, 2004. – 183 с.
-
Ванькович, С. М. Эволюция дамского жакета / С. М. Ванькович // Мода в контексте культуры. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств, 2008. – № 3. – С. 35–38.
-
Васильева, Е. Теория моды: Миф, потребление и система ценностей / Е. Васильева. – Изд. 2-е испр. – Москва, Санкт-Петербург : Т8 Издательские технологии, Пальмира, 2023. – 387 с.
-
Гегель, Г. В. Ф. Философия духа / Г. В. Ф. Гегель ; пер. с нем. Б. Фохт ; ред. Н. Никитенко. – Москва : АСТ, 2020. – 576 с.
-
Калницка, З. Магия воды и женщины. Философско-эстетические заметки / З. Калницка / пер. с чеш. М. Письменный. – Калуга : Облиздат, 2004. – 167 с.
-
Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант ; пер. с нем. Н. Лосского. – Санкт-Петербург : Азбука-Классика. Non-fiction, 2023. – 364 с.
-
Кирсанова, Р. М. Костюм в русской художественной культуре 18 – первой половины 20 в. Опыт энциклопедии / Р. М. Кирсанова ; под ред. Т. Г. Морозовой. – Москва : Большая российская энциклопедия, 1995. – 383 с.
-
Литичевский, Г. Антиномия отчуждения / Г. Литичевский. – URL: https://moscowartmagazine.com/issue/89/ (дата обращения: 08.03.2024).
-
Маркс, Л. Осязательная эстетика / Л. Маркс. – URL: https://moscowartmagazine.com/issue/89/ (дата обращения: 08.03.2024).
-
Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти ; пер.с фр. под ред. И. Вдовиной, С. Фокина. – Санкт-Петербург : Наука и Ювента, 1999. – 406 с.
-
Ницше, Ф. Ecce Homo, как становятся самим собой / Ф. Ницше // Сочинения : в 2 т. – Москва : Мысль,1990. – Т. 2. – 54 с.
-
Пигулевский, В. О. Эстетика касания / В. О. Пигулевский // Гуманитарий Юга России. – 2023. – Т. 12, № 3. – С. 57–63.
-
Романовская, М. Б. История костюма и гендерные сюжеты моды / М. Б. Романовская. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2010. – 442 с.
-
Стриженова, Т. С. Из истории советского костюма / Т. С. Стриженова. – Москва : Советский художник, 1972. – 112 с.
-
Экстер, А. Э. В конструктивной одежде / А. Э. Экстер // Ателье. – 1923. – № 1. – С. 5.
-
Элиас, Н. О процессе цивилизации / Н. О. Элиас. – Москва : Универсальная книга, 2001. – 714 с.
-
Hansen, M. B. N. New Philosophy of New Media / M. B. N. Hansen. – London : The MIT Press Publ., 2004. – 333 р.
-
Fèvre, L. Le Problème de l’incroyance au XVIe. La religion de Rabelais / L. Fèvr. – Paris : Albin Michel, Coll. L'évolution de l’humanité, 1942. – 548 p.
Показать больше