Проблема двойственности природы человека в творчестве Ф. М. Достоевского (на примере повести «Двойник»)

Холоднова Ксения Николаевна

10.54398/1818510Х_2024_2_102

Аннотация

Творчество Ф. М. Достоевского традиционно привлекало и продолжает привлекать к себе внимание мыслителей разного толка. Существует большое количество литературно-критических, психоаналитических и, наконец, философских работ, посвящённых осмыслению его наследия. В данной статье мы сосредоточимся на анализе одного из первых его произведений – повести под названием «Двойник». Именно с ней началась темы двойственности природы человека в творчестве Ф. М. Достоевского. Также мы проанализируем многочисленные интерпретации и выявим основные проблемы их осмысления. Попытки осмыслять «Двойника» были предприняты уже при жизни писателя. Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, В. Н. Майков в своих работах обращали внимание на социальную проблематику повести. Они видели в произведении попытку со стороны Ф. М. Достоевского продолжить развивать тип «маленького человека», который ранее встречался в произведениях А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Среди существующих философских интерпретаций можно уверенно выделить несколько основных линий рассуждения. Мыслители, принадлежащие к первой (Н. А. Бердяев, И. И. Евлампиев), считают, что «Двойник» был первой попыткой со стороны Ф. М. Достоевского показать глубокую антиномичность, присущую человеческой личности как таковой. Другие (Г. Померанц, А. А. Ухтомский, Д. С. Мережковский, Э. Я. Голосовкер, С. И. Фудель) обращались прежде всего к христианской трактовке двойственности человеческой природы. Она основывалась на идее внутреннего человека. И наконец в качестве последней линии осмысления мы можем выделить такую, согласно которой двойник – не кто иной, как Другой для меня (М. М. Бахтин, В. А Подорога). Психоаналитические интерпретации (И. Нейфельд, З. Фрейд, О. Ранк, Р. Жирар, А. Грин, Л. Монне Дао, Р. Лефор, М. Кадо, Ж. Катто) сосредотачивались на том, чтобы найти у Достоевского всё то, что потом стало ядром психоаналитики как научного знания. Данная статья сосредоточена на попытке осмыслить и систематизировать уже существующие в пространстве интеллектуального дискурса трактовки проблемы двойственности природы человека в повести Ф. М. Достоевского «Двойник» и творчестве писателя в целом, а также на формулировании новой философско-антропологической интерпретации раздвоения человека

Ключевые слова

Источники

  1. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. – Москва : Э, 2017. –640 с.
  2. Бердяев, Н. А. Миросозерцание Достоевского. / Н. А. Бердяев. – Москва : Академический проект, 2019. – 560 с.
  3. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. – Москва : Российское библейское общество, 2005. – 1312 с.
  4. Гиренок, Ф. И. Введение в сингулярную философию / Ф. И. Гиренок. – Москва : Проспект, 2022. – 304 с.
  5. Достоевский, Ф. М. Двойник. Петербургская поэма // Униженные и оскорблённые: романы, повести / Ф. М. Достоевский. – Санкт-Петербург : Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. – С. 121–270.
  6. Показать больше
Научный журнал КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН

Выпуск 2024 No. 2 (79)

PDF

Информация о статье

История

Авторы

Для цитирования 

Холоднова К. Н. Проблема двойственности природы человека в творчестве Ф. М. Достоевского (на примере повести «Двойник») // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2024. № 2 (79). С. 102–112. https://doi.org/10.54398/1818510Х_ 2024_2_112.

Распространение

Лицензия Creative Commons
Это произведение публикуется по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.