Формирование традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества в системе образования: роль православных гимназий

Глазков Александр Петрович, Афанасьев Игорь Александрович, Афанасьева Ольга Михайловна

10.54398/1818510Х_2024_2_58

Аннотация

Преодоление духовного кризиса современного российского общества возможно через усвоение традиционных духовно-нравственных ценностей в процессе обучения подрастающего поколения в средних образовательных учреждениях. Успех этой работы зависит от понимания необходимости этих ценностей самими учащимися. Цель исследования дать объективную оценку потенциалу системы среднего образования для формирования у молодого поколения традиционных духовно-нравственных ценностей. Оценка дается на примере среднего учебного заведения в обучении и воспитательной работе которого присутствует православный компонент, которое расположено в г. Астрахани, в регионе со сложным конфессиональным составом. Проведенное исследование опирается на опыт научной работы в этом направлении отечественных ученых, нормативно-правовые документы, а также на результаты собственного социологического опроса. Авторы пришли к выводу о том, что проверка готовности к принятию учащимися традиционных духовно-нравственных ценностей, должна рассматриваться как составная часть подготовительного этапа создания благоприятных условий для успешного их усвоение в процессе обучения и воспитания. Успешность этой работы в православном учебном заведении в значительной мере обеспечивает семейное воспитание обучающихся на основе христианских принципов. Если смотреть шире, то в средних учебных заведениях, где присутствует религиозный компонент как в обучении, так и в воспитании, усвоение школьниками традиционных духовно-нравственных ценностей будет успешным.

Ключевые слова

Вклад авторов

Глазков А. П. – научное руководство, работа над источниками, доработка текста, итоговые выводы; Афанасьев И. А. – разработка концепции исследования, проведение эмпирического исследования, обработка и представление материалов; Афанасьева О. М. – написание исходного текста, итоговые выводы.

Источники

  1. Бондаревская, Е. В. Миссия и смыслы воспитания в кризисном обществе / Е. В. Бондаревская // Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский гуманит. ун-т профсоюзов, 2007. – С. 328–329.
  2. Глазков, А. П. Государственно-конфессиональные отношения в российском обществе / А. П. Глазков, А. А. Лагунов, С. А. Храпов. – Астрахань : Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2022. – 160 с.
  3. Гусакова, В. О. Педагогический потенциал традиций православной культуры в духовно-нравственном воспитании школьников : дис. … д-ра пед. наук / В. О. Гусакова. – Санкт-Петербург, 2023. – 539 с.
  4. Комогорцева, Т. В. Духовно-нравственное воспитание школьников в православно-ориентированной образовательной среде муниципальной школы : дис. … канд. пед. наук / Т. В. Комогорцева. – Великий Новгород, 2019. – 172 с.
  5. Котова, С. А. Философский анализ трансформации традиционных ценностей в постиндустриальном обществе : автореф. дис. … канд. филос. наук / С. А. Котова. – Москва, 2014. – 22 с.
  6. Показать больше
Научный журнал КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН

Выпуск 2024 No. 2 (79)

PDF

Информация о статье

История

Авторы

Для цитирования 

Глазков А. П., Афанасьев И. А., Афанасьева О. М. Формирование традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества в системе образования: роль православных гимназий // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2024. № 2 (79). С. 58–66. https://doi.org/10.54398/1818510Х_2024_2_58.

Распространение

Лицензия Creative Commons
Это произведение публикуется по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.