Экзистенциальная вертикаль: у-топическое измерение современного образовательного пространства человека
Гулеватая Анастасия Николаевна
10.54398/1818510Х_2024_2_81
Аннотация
Статья посвящена философскому осмыслению образования с точки зрения антропо-онтологической методологии как способа бытия человека, актуализируется ценность такой оптики для современной ситуации. Целью статьи является выявление ключевых концептов для прояснения содержания экзистенциально-антропологической вертикали образовательного пространства. В статье современный человек концептуализируется как ускользающий от о-предел-ивания и тоскующий по образованию своего Я, но в то же время уязвимый, хрупкий и готовый отказаться от риска образования себя и своего непрерывного становления как человека. Указывается на влияние «терапевтического поворота» в трансформации образа человека на социальных горизонталях образования: взгляд человека замыкается на самом себе и человек теряет способность трансцендировать. Утверждается, что в противоположность этому экзистенциальная вертикаль образовательного пространства – это у-топическое пространство, где человек «сбывается» как человек, это вертикаль онтологического риска, негарантированности, неопределённости. Выход в «перпендикулярное» измерение образовательного пространства для современного человека становится возможен через «мужество вопреки», которое опирается на «метафизику сердца» в противовес «управляемому сердцу». Содержательно экзистенциальная вертикаль образовательного пространства оказывается связана с духовной антропологией: сегодня это то, что противостоит постмодернистскому «расщеплению» образования и человека в нём.
Ключевые слова
Источники
-
Антропологическое измерение российского государства / отв. ред. В. Н. Шевченко. – Москва : Ин-т философии РАН, 2009. – 214 с.
-
Аронсон, О. Неуместное бытие / О. Аронсон // Мераб Константинович Мамардашвили: Опыт физической метафизики. Вильнюсские лекции по социальной философии. Июль 1981 г. – Москва : Прогресс-Традиция, 2009. – 304 с.
-
Афанасов, Н. Б. Любовь. Эмоциональный капитализм – крафтовая экономика? / Н. Б. Афанасов // Galactica Media: Journal of Media Studies. – 2022. – Т. 4, № 2. – С. 183–194. – doi: 10.46539/gmd.v4i2.247.
-
Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну : пер. с нем / У. Бек. – Москва : Прогресс-Традиция, 2000. – 384 с.
-
Дорцен, В. Э. Повседневные тайны. Экзистенциальные измерения психотерапии / В. Э. Дорцен. – Москва : Ин-т общегуманитарных исследований, 2019. – 446 с.
-
Кириллов, Г. М. Подлинность бытия человека в контексте социальной реальности : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Г. М. Кириллов. – Пенза, 2006. – 26 с.
-
Князева, Е. Н. Основания синергетики: Человек, конструирующий себя и свое будущее / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. – Москва : ЛИБРОКОМ, 2018. – 264 с.
-
Кожевникова, М. Н. Опыт человека (К осмыслению образования человека) / М. Н. Кожевникова. – Санкт-Петербург : Русская христианская гкманит. акад., 2022. – 228 с.
-
Кожевникова, М. Н. Проблема «неопределенного» в философско-антропологическом контексте / М. Н. Кожевникова // Вестник Вятского государственного университета. – 2021. – № 1 (139). – С. 7–16. – doi: 10.25730/VSU.7606.21.001.
-
Козлова, Т. А. Развитие философской антропологии в современных условиях (на примере реализации методологической функции философской антропологии в философии образования) : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Т. А. Козлова. – Нижний Новгород, 2021. – 26 с.
-
Леонтьев, Д. А. Опыт методологического осмысления практик работы с личностью: фасилитация, ноотехника, жизнетворчество / Д. А. Леонтьев // Консультативная психология и психотерапия. – 2012. – № 4 (75). – С. 164–185.
-
Мамардашвили, М. К. Психологическая топология пути / М. К. Мамардашвили. – Москва : Фонд Мераба Мамардашвили, 2015. – 1232 с.
-
Молотков, А. Е. Миссия России / А. Е. Молотков. – Санкт-Петербург : Сибирская Благозвонница, 2008. – 400 с.
-
Мэй, Р. Мужество творить / Р. Мэй. – Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 160 с.
-
Остапенко, А. А. Антропологические модели образования: от Образа Божия к… неогностицизму? Основания антропологического кризиса современного светского образования / А. А. Остапенко, Т. А. Хагуров // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. – 2012. – № 1 (24). – С. 80–103.
-
Поляков, А. В. М. К. Мамардашвили об утопическом мышлении: от логики мифа к логике символической / А. В. Поляков // Гуманитарный вестник. – 2021. – № 3 (89). – Статья 3. – doi: 10.18698/2306-8477-2021-3-720.
-
Реше, Ж. Введение в философию: пластичность повседневности / Ж. Pеше – Москва : Опустошитель, 2017. – 232 c.
-
Россова, Ю. И. Проблема экологии души в современном образовании / Ю. И. Россова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – С. 506.
-
Сайкина, Г. К. Возможна ли метафизика одномерного и частичного человека? / Г. К. Сайкина // Учёные записки Казанского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. – 2009. – Т. 151, № 1. – С. 68–75.
-
Сувалко, А. С. Эмоциональный капитализм: коммерциализация чувств / А. С. Сувалко. – Москва : Высшая школа экономики, 2013. – 48 с.
-
Тиллих, П. Мужество быть : пер. с англ. / П. Тиллих. – Москва : Модерн, 2014. – 164 с.
-
Уймина, Т. Н. Отчуждение в образовании как тенденция современного социума / Т. Н. Уймина // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Философские науки. – 2014. – № 3 (11). – С. 67–77.
-
Фромм, Э. Концепция человека у К. Маркса / Э. Фромм // Душа человека. – Mосква : Республика, 1992. – С. 375–414.
-
Хоружий, С. С. О старом и новом / С. С. Хоружий. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2000. – 477 с.
-
Хоружий, С. С. Социум и синергия: колонизация интерфейса / С. С. Хоружий. – Казань: Казанский инновационный ун-т им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП), 2016. – 452 с.
-
Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность / Ф. Г. Ялалов. – Казань : Центр инновационных технологий, 2013. – 180 с.
-
Biesta, G. Beautiful risk of Education / G. Biesta. – London : Routledge, 2014. – 178 р.
-
Ecclestone, K., Hayes, D. The dangerous rise of therapeutic education / K. Ecclestone, D. Hayes. – London : Routledge, 2009. – 200 p. – doi: 10.4324/9780203870563.
-
Rice, J. S. The Therapeutic School: Its Origins, Nature, and Consequences / J. S. Rice // Book Therapeutic Culture. – 1st ed. – New York : Routledge, 2004. – 282 p.
Показать больше