КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

Проблемы и противоречия в развитии высшего образования в России в конце XIX - начале XX в

2015. №1, Стр. 19-24

Корнилова Ирина Михайловна - доктор исторических наук, профессор, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, 117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный переулок, 36, Irakornilova1972@yandex.ru

Данная работа посвящена развитию высшего образования в России в конце XIX - начале XX в. Сдвиги в социально-экономической жизни страны, в особенности потребности зарождавшегося промышленного производства, пробивающиеся ростки капиталистических отношений в сельском хозяйстве, усложнение административной структуры страны требовали обучение молодежи. Начало XX в. было временем интенсивного социально-экономического, политического и культурного развития России и столь же интенсивного развития отечественной высшей школы. В конце XIX - начале XX вв. остро стал вопрос о необходимости реформы высшего образования. Революционно и либерально настроенная профессура, а также общественные деятели и публицисты широко обсуждали проблемы и противоречия в развитии высшей школы Российской империи. Они были настолько очевидны, что власти были вынуждены принять некоторые меры хотя бы для «успокоения общественного мнения». Запросы об увеличении ассигнований университетам неоднократно вносились на рассмотрение в правительство и Государственную думу, но депутаты упорно их отклоняли. Важной особенностью развития высшей школы России начала ХХ в. стало активное развитие альтернативного высшего образования, получившего в те годы название «неправительственного». Первые такие вузы появились еще в 1860-е гг. Революция 1905 г. дала толчок «неправительственному» высшему образованию. Появление альтернативной высшей школы явилось отражением взглядов определенной части русской интеллигенции, предпринимательских кругов и меценатов, не удовлетворенных существующими ограничениями приема, организацией и содержанием учебного процесса в государственных вузах, отсутствием подготовки по целому ряду специальностей.

Ключевые слова: высококвалифицированные специалисты, высшее образование, университет, высшая школа, студенты, университетское образование, наука, частные учебные заведения, финансирование, реформы, highly-skilled specialists, higher education, university, higher education institution, students, university education, science, private educational institutions, financing, reforms

Читать