КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ ИСТОРИОСОФИИ: ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

2019. №2, Стр. 141-145

Глазков Александр Петрович - доктор философских наук, доцент, Астраханский государственный университет, alpglazkov@yandex.ru

Изучение особенности онтологических оснований позволяет развернуть обоснованную типологию концепций философии истории. Рассмотрены особенности онтологического основания эсхатологической историософии - одного из вариантов концептуального объяснения исторического процесса. Данное исследование позволяет прояснить онтологический механизм формирования данного типа интерпретации исторического процесса. В исследовании использована методология онтофеноменологического подхода, представленного М. Хайдеггером в «Бытии и времени», который даёт возможность углубиться в бытийный уровень эсхатологической историософии. Представление о бытии возможно через осознание временности. Модусы временности проявляют себя в самосознании, которое может быть структурировано через экзистенциалы. Понимание, которое проявляет себя в процессе самосознания, влияет на концептуализацию истории. Представление об исторической реальности связано с восприятием временности. Эсхатологическая историчность выражается в специфическом понимании временности. Интерпретация исторического процесса зависит от его онтологического измерения. Онтологические основания эсхатологической историософии имеют теологическое происхождение и без теологии не могут быть обоснованы. Соединение смысла истории и её предельности может быть осуществлено на концептуальном уровне только в рамках теологии Откровения, которая опирается на веру как на способ постижения своих истин.

Ключевые слова: эсхатологическая историософия, теология, вера, онтофеноменология, М. Хайдеггер, Dasein, бытие, онтология, историчность, временность, eschatological historiosophy, theology, faith, onto-phenomenology, M. Heidegger, Dasein, being, ontology, historicity, temporality

Читать