Антропология сознания в творчестве Ф. М. Достоевского и А. П. Платонова

Аннотация

В статье автор сопоставляет понимание сознания человека в творчестве Ф. М. Достоевского и А. П. Платонова. Основными произведениями, задействованными в исследовании, становятся повести А. П. Платонова «Котлован» и роман «Чевенгур», а также произведения Ф. М. Достоевского «Двойник» и «Записки из подполья». Вспомогательными методами научной статьи являются сравнительный и текстологический анализ, а основным – антропологический, как такой, который поможет достичь цели данной статьи, а именно: выявить разницу в понимании сознания и раздвоенности человека во взглядах Ф. М. Достоевского и А. П. Платонова. И в том и в другом случае причиной двойственности человека становится наличие у него сознания. Научная новизна исследования состоит в том, что автор, давая сравнительный анализ пониманию сознания человека в пространстве философии Ф. М. Достоевского и А. П. Платонова, приходит к выводу о том, что двойственность человеческой природы, порождённая сознанием, имеет у мыслителей одну и ту же причину, однако совсем разные следствия. «Усиленно сознающий» человек Ф. М. Достоевского благодаря сознанию подвергает сущее радикальной редукции, освобождая место для внутреннего. Он грезит и живёт в мире данного, а не сущего, т. е. удваивает мир до картины мира, наполняя таким образом реальность смыслами, созданными в горизонте сознания. Сознание у А. П. Платонова также влечёт за собой двойственность человеческого существования, однако эта двойственность воспринимается человеком исключительно трагически. Оторванность человека от мира и невозможность слиться с ним порождает в героях А. П. Платонова ощущение бессмысленности мира, горечь и страх. Кроме того, сама двойственность человека по-разному понимается мыслителями. «Двойственный человек» Ф. М. Достоевского – это тот, кто раздвоен внутри одного своего сознания, распят между действительностью и грезой, а «двойственный человек» А. П. Платонова – этот тот, кто страдает от невозможности соединить внутреннее и внешнее, что оборачивается для него формулой «горе во мне живет как вещество» (А. П. Платонов).

Ключевые слова

Источники

  1. Варава, В. В. Платонов как философ / В. В. Варава // Гуманитарные ведомости Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. – 2016. – Т. 17, № 1. – С. 8–17.
  2. Гиренок, Ф. И. О галлюценозе сознания / Ф. И. Гиренок // Российский гуманитарный журнал. – 2021. – Т. 10, № 2. – С. 85–90. – doi: 10.15643/libartrus-2021.2.2.
  3. Гиренок, Ф. И. Удовольствие мыслить иначе / Ф. И. Гиренок // Литературная Россия. – 2006. – 23 февраля (№ 19). – С. 1.
  4. Гиренок, Ф. И. Homo hallucinatas: идея двойной инверсии в исследовании человека / Ф. И. Гиренок // Философские науки. – 2023. – Т. 66, № 2. – С. 7–25. – doi: 10.30727/0235-1188-2022-66-2-7-25.
  5. Дмитровская, М. А. Язык и миросозерцание А. Платонова : дис. … д-ра филол. наук / М. А. Дмитровская. – Москва, 1999. – 277 с.
  6. Показать больше
Информация о статье
История
Авторы
Для цитирования
Холоднова К. Н. Антропология сознания в творчестве Ф. М. Достоевского и А. П. Платонова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2024. № 1 (78). С. 199–208. https://doi.org/10.54398/1818510Х_2024_1_199.
Распространение

Лицензия Creative Commons

Материалы издания доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная