Постгуманистическое направление в современной онтологии описывает мир в структуре числовых соотношений, которые формируют сферу сущего без человека. Элиминируя антропологический фактор из постмодернистской реальности цифры, постгуманизм репрезентирует схематичную топику, в которой находится нечто, свойственное машине, но не человеку. Антропологическая реальность, трансформируясь в процессе рокового пути западной философии от сократического рационализма до “смерти человека”, оказалась перед очередным экзистенциальным выбором: либо окончательно отречься от определяющей человека субъективности, бытия-ничто, либо аннигилироваться в потоке кодов дигитализации. Последний вариант развития событий разрабатывается в концепте “Хтулуцен” представительницы акселерационизма Донны Харауэй, утверждающей онтологию сим-поэзиса, основанного на тентакулярном взаимодействии живых и неживых представителях Земли. В данном проекте человек выступает в роли компоста, приговорённого всем ходом его истории к исчезновению. Но, как и любое безапелляционное заявление, данный тезис требует критического анализа с точки зрения русской философской традиции и иных трактовок дефиниции человека. Человек, ограниченный фреймами биологии и исключительно сциентистской интерпретацией, получает лакуну в своего бытия-в-мире как относящийся к не сущему, пространственному дискурсу, но к временному, онтологическому плану бытия, по М. Хайдеггеру. Задачей Д. Харрауэй является элиминация онтологической границы между человеком и сущим, трансформация человека, принадлежащего времени и субъективности, в один из онтических конструктов, относимых исключительно к пространству объектов. Предметы сим-поэзисного мирения Харауэй рассчитаны и объективированы с помощью математических методов, позволяющего преодолеть субъективность в данной онтической схеме, но невозможно преодолеть то, чего нет в онтике, но дано человеку: чувство времени и проникновения в суть вещей, видение непросчитываемого смысла, его генерация в процессе аутентичного понимания поэзиса как не коллективного пространственного производства, но расширения антропологической реальности посредством искусства.
Давыдов И. А. Критика дигитально-биологической интеграции в проекте Хтулуцен // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 3 (72). С. 153–156. https://doi.org/10.54398/1818510Х_2022_3_153.