Дети и оккупация: потенциал личного дневника как исторического источника (на примере дневника Люси Хордикайнен)

Хазов Владимир Константинович

10.54398/1818510X_2022_3_48

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей жизни детей и подростков на оккупированных территориях Ленинградской области в 1941-1944 гг. Цель статьи - определить границы эффективности использования дневниковых записей в процессе реконструкции повседневной жизни детей и подростков в условиях оккупации советских территорий во время Великой Отечественной войны через определение информативных возможностей личного дневника как особого, целостного, сложного и многогранного исторического источника. Выбор в пользу именно этого вида источников был сделан в силу его высокой по сравнению с другими видами источников личного происхождения информативности. Обращение же к источникам личного происхождения как к основному виду источников при исследовании повседневной жизни детей и подростков неизбежен в виду самой специфики проблемы (необходимости анализа частных, «малых» событий, не отражаемых в официально документации и потребности изучения конкретных реакций и оценок). Анализ подобной информации в сочетании с данными «большой истории» (официальными документами) позволяет выработать многоплановое, объёмное и разностороннее видение повседневных практик, реализуемых детьми и подростками в условиях оккупации, а через это вскрыть новые пласты исторической реальности войны, расширить, уточнить, конкретизировать и, в конечном счёте, оживить и очеловечить наше понимание Великой Отечественной войны как глобального исторического феномена. В данной работе делается акцент на изучении специфики восприятия больших исторических событий детьми и подростками, пережившими немецко-фашистскую оккупацию и выявлению особенностей восприятия и фиксации ими исторической реальности в рамках личных дневников.

Ключевые слова

Благодарности

исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда № 22-28-20189, https://rscf.ru/project/22-28-20189/; исследование выполнено за счёт гранта Санкт-Петербургского научного фонда в соответствии с соглашением от 15 апреля 2022 г. № 62/2022.

Источники

  1. Агеева, В. А. Война и судьбы детей: по страницам личного дневника военного времени М. Е. Галах-Муравьёвой / В. А. Агеева, А. А. Волвенко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2014. - № 2. - С. 325-330.
  2. Голикова, С. В. Дневниковые записи как источник по изучению повседневной жизни Екатеринбурга на рубеже XVIII-XIX веков / С. В. Голикова // Уральский город XVIII - начала ХХ в.: история повседневности. - Екатеринбург, 2001. - С. 35-46.
  3. Жизнь в оккупации: Пушкин. Гатчина. Эстония: Дневник Люси Хордикайнен / публ. и комм. С. А. Нуриджановой. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский ун-т, 1999. - 148 с.
  4. Кодан, С. В. Источники личного происхождения: понятие, место и роль в изучении истории государственно-правовых явлений / С. В. Кодан // Genesis: исторические исследования. - 2014. - № 3. - URL: http://e-notabene.ru/hr/article_11431.html (дата обращения: 08.05.2022).
  5. Красноженова, Е. Е. «Детства больше не было»: детская повседневность в период оккупации северо-запада России (1941-1944 гг.) / Е. Е. Красноженова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2021. - № 4 (69). - С. 51-57. doi: 10.21672/1818-510X-2021-69-4-051-057.
  6. Показать больше
Научный журнал КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН

Выпуск 2022 No. 3 (72)

PDF

Информация о статье

История

Авторы

Для цитирования 

Хазов В. К. Дети и оккупация: потенциал личного дневника как исторического источника (на примере дневника Люси Хордикайнен) // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 3 (72). С. 48–53. https://doi.org/10.54398/1818510Х_2022_3_48.

Распространение

Лицензия Creative Commons
Это произведение публикуется по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.