Дети и оккупация: потенциал личного дневника как исторического источника (на примере дневника Люси Хордикайнен)
Хазов Владимир Константинович
10.54398/1818510X_2022_3_48
Аннотация
Статья посвящена изучению особенностей жизни детей и подростков на оккупированных территориях Ленинградской области в 1941-1944 гг. Цель статьи - определить границы эффективности использования дневниковых записей в процессе реконструкции повседневной жизни детей и подростков в условиях оккупации советских территорий во время Великой Отечественной войны через определение информативных возможностей личного дневника как особого, целостного, сложного и многогранного исторического источника. Выбор в пользу именно этого вида источников был сделан в силу его высокой по сравнению с другими видами источников личного происхождения информативности. Обращение же к источникам личного происхождения как к основному виду источников при исследовании повседневной жизни детей и подростков неизбежен в виду самой специфики проблемы (необходимости анализа частных, «малых» событий, не отражаемых в официально документации и потребности изучения конкретных реакций и оценок). Анализ подобной информации в сочетании с данными «большой истории» (официальными документами) позволяет выработать многоплановое, объёмное и разностороннее видение повседневных практик, реализуемых детьми и подростками в условиях оккупации, а через это вскрыть новые пласты исторической реальности войны, расширить, уточнить, конкретизировать и, в конечном счёте, оживить и очеловечить наше понимание Великой Отечественной войны как глобального исторического феномена. В данной работе делается акцент на изучении специфики восприятия больших исторических событий детьми и подростками, пережившими немецко-фашистскую оккупацию и выявлению особенностей восприятия и фиксации ими исторической реальности в рамках личных дневников.
Ключевые слова
Благодарности
исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда № 22-28-20189, https://rscf.ru/project/22-28-20189/; исследование выполнено за счёт гранта Санкт-Петербургского научного фонда в соответствии с соглашением от 15 апреля 2022 г. № 62/2022.
Источники
-
Агеева, В. А. Война и судьбы детей: по страницам личного дневника военного времени М. Е. Галах-Муравьёвой / В. А. Агеева, А. А. Волвенко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2014. - № 2. - С. 325-330.
-
Голикова, С. В. Дневниковые записи как источник по изучению повседневной жизни Екатеринбурга на рубеже XVIII-XIX веков / С. В. Голикова // Уральский город XVIII - начала ХХ в.: история повседневности. - Екатеринбург, 2001. - С. 35-46.
-
Жизнь в оккупации: Пушкин. Гатчина. Эстония: Дневник Люси Хордикайнен / публ. и комм. С. А. Нуриджановой. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский ун-т, 1999. - 148 с.
-
Кодан, С. В. Источники личного происхождения: понятие, место и роль в изучении истории государственно-правовых явлений / С. В. Кодан // Genesis: исторические исследования. - 2014. - № 3. - URL: http://e-notabene.ru/hr/article_11431.html (дата обращения: 08.05.2022).
-
Красноженова, Е. Е. «Детства больше не было»: детская повседневность в период оккупации северо-запада России (1941-1944 гг.) / Е. Е. Красноженова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2021. - № 4 (69). - С. 51-57. doi: 10.21672/1818-510X-2021-69-4-051-057.
-
Красноженова, Е. Е. Военный Сталинград в воспоминаниях современников (1942-1943 гг.) / Е. Е. Красноженова, С. В. Виноградов // Вопросы истории. - 2018. - № 12. - С. 55-65.
-
Пестравская, П. А. Проблема исторической ответственности исследователя в изучении детских дневниковых записей периода ВОВ (на материалах дневников Люси Хордикайнен и Леры Игошевой) / П. А. Пестравская // Историческая ответственность: от мифов прошлого к стратегиям будущего : сб. науч. ст. I Междунар. научн. конф. 22-23 сентября. - Екатеринбург : Деловая книга, 2016. - С. 139-146.
-
Серто, Мишель де. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / Мишель де Серто. - Санкт-Петербург : Европейский ун-т в Санкт-Петербурге, 2013. - 330 с.
-
Троицкий, Ю. Л. Аналитика эго-документов: инструментальный ресурс историка / Ю. Л. Троицкий // История в эго-документах: исследования и источники / Ин-т ист. и археологии УрО РАН. - Екатеринбург : АсПУр, 2014. - С. 14-32.
-
Убушаев, В. Б. Строительство новых железнодорожных коммуникаций в период Великой Отечественной войны (на примере строительства железной дороги Кизляр - Астрахань в 1941-1942 гг.) / В. Б. Убушаев, С. В. Виноградов, Е. А. Иванова // Вопросы истории. - 2019. - № 12-3. - С. 124--130. doi: 10.31166/VoprosyIstorii201912Statyi64.
-
Фицпатрик, Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-ые годы / Ш. Фицпатрик. - Москва : Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2008. - 330 с.
-
Фурсина, Н. О. Практика устной истории: детские воспоминания о Великой Отечественной войне / Н. О. Фурсина // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. - 2016. - № 1. - С. 280-285.
-
Центральный Государственный архив Санкт-Петербурга. - Ф. Р-9421. - Оп. 1. - Д. 81.
-
Центральный Государственный архив историко-политической документации Санкт-Петербурга (далее - ЦГАИПД СПб). - Ф. Р-489л. - Оп. 3. - Д. 44.
-
ЦГАИПД СПб. - Ф. Р-992л. - Оп. 3. - Д. 44.
-
Черепанова, Р. С. Личный дневник: уровни приватного и дискурсы публичного (на примере нескольких дневников советской эпохи) / Р. С. Черепанов // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2018. - № 2. - С. 49-54. doi: 10.14529/ssh180208.
Показать больше