Туризм и инновации в исторической ретроспективе
Аннотация
Приводится анализ социального института туризма как социокультурного феномена порождающего инновации. Прослеживаются этапы исторического развития туризма со времен древности до настоящего времени. Показано, что в условиях кросс-культурного взаимодействия происходит взаимное обогащение национальных культур, и, как следствие, формирование наднациональных культурных трендов, отражающих в себе всю матрицу знаний символического универсума. Постоянный разрыв границ формировал новые пространства-фронтиры, которые сыграли огромное значение в усложнении семиотических пространств, усилении мотиваций путешествий. Со временем пассионарность в освоении географических пространств сменилась пассионарностью в создании мыслимых пространств возможностей. В этих пространствах творческие энергии смогли проявить себя во время научно-технической революции, результатами которой в полной мере мог воспользоваться изобретатель организованного туризма Томас Кука. Особенности инновационной деятельности Т. Кука рассмотрены сквозь призму его религиозного сознания, как причины неиссякаемого творчества и источника вдохновения. Дальнейшая эволюция практик туризма выступает в виде ретранслятора культурных образцов, идей и смыслов, которые не только определяют представления людей, но и конструируют различные виртуальные состояния окружающей реальности. Выделена компенсаторная функция социального института туризма как средства утверждения идентичности в условиях нарастающего глобализма.
Ключевые слова
- социальный институт туризма
- туристские практики
- семиотическое пространство
- символический универсум
- фронтир
- смыслообразы
- инновации
- историческая ретроспектива
- Social Institute of tourism
- tourist practices
- semiotic space
- symbolic universal
- frontier
- meanings
- images
- innovations
- historical retrospective