«Святая Русь»: генезис и содержание идеи
Аннотация
В настоящей статье рассматривается проблема генезиса идеи «Святая Русь» с рассмотрением некоторых, наиболее распространённых точек зрения, посвящённых данной теме. Автор предпринимает попытку определить время происхождения идеи «Святая Русь», а также предпосылки её возникновения и её содержание. В статье оспаривается позиция тех учёных, которые относят происхождение идеи «Святая Русь» ко времени первого упоминания данного выражения. Проводя различие между вербальным выражением идеи «Святая Русь» и её значением, время возникновения этой идеи автор относит к XI-XIII вв. В статье утверждается, что для изучения идеи «Святая Русь» необходимо использовать источники не только письменного характера, но и иные составляющие культуры: храмовое зодчество, иконографию, фольклор, миниатюрную живопись и др. «Святая Русь» трактуется автором как семиотическое поле - своеобразная реальность, придающая необходимую устойчивость русской средневековой культуре и как форма русского культурного самосознания. К предпосылкам возникновения изучаемой идеи, по мнению автора, можно отнести энтелехийно-эйдетическую составляющую ментальной основы русского народа, истоки которой возводятся им ко времени языческой Руси. В статье выделяется ряд аспектов, раскрывающих сложность и неоднозначность изучаемой идеи. К числу аспектов, составляющих идею «Святая Русь» автор относит: позиционирование Руси в противопоставлении другим народам, очистительное страдание в рамках панэнтеизма, презрение ко всему материальному и предпочтение духовного, акривия, «русскость», как православность, Русь как последний оплот православия, своей святостью сдерживающая конец мира.
Ключевые слова
- семиотическое поле
- культурное самосознание
- «Святая Русь»
- панэнтеизм
- акривия
- православность
- святость
- христианизация
- semiotic field
- cultural identity
- «Holly Russia»
- culture
- panentheism
- akribeia
- orthoxiness
- sanctity
- Christianization