Роль Каспийского рейдового пароходства «Рейдтанкер» в осуществлении нефтеперевозок на Северном Каспии в первой половине 1942 г.

Белявцев Сергей Владимирович

10.54398/1818510Х_2024_1_56

Аннотация

С позиций сегодняшнего дня представляется актуальным исследование исторического опыта развития транспортных коммуникаций, поскольку неоспоримо их определяющее влияние на укрепление экономики и оборонной мощи страны. Целью работы является исследование на основе архивных материалов и специальной литературы роли Каспийского рейдового пароходства «Рейдтанкер» в реализации задач по перевозке нефти и нефтепродуктов на Северном Каспии в первой половине 1942 г. Источниками написания статьи стали нормативно-правовые акты Государственного комитета обороны (ГКО), регулировавшие работу водного транспорта в акватории Северного Каспия и Нижней Волги, опубликованные в сборнике документов и материалов «Сталинградская область в постановлениях Государственного Комитета Обороны» и неопубликованная ранее делопроизводственная документация пароходства, извлечённая из фондов Государственного архива Астраханской области (ГААО). Исследование основывается на принципах историзма и объективности, позволяющих избежать искажений при проведении исторического исследования. Применение общенаучных и специальных исторических методов дало возможность выявить сущностные характеристики исследуемой проблемы. В статье приведены меры, принимавшиеся ГКО и пароходством и направленные на улучшение его работы. На основе проведённого исследования формируется вывод об исключительной важности перевозок нефти на Северном Каспии в 1942 г. и ключевой роли пароходства «Рейдтанкер» в их проведении. Однако продолжить начатую работу в полной мере не удалось, так как летом 1942 г. военная обстановка в акватории Северного Каспия и Нижней Волги резко осложнилась.

Ключевые слова

Источники

  1. Булатов, В. В. Каспийское море: флот и перевозки в 1942–1943 годах / В. В. Булатов, О. А. Гоманенко // Военно-исторические аспекты жизни Юга России XVII–XXI вв.: вопросы изучения и музеефикации. – Волгоград, 2019. – С. 67–73.
  2. Бухарицин, П. И. Гидрометеорологическое обследование морских отраслей народного хозяйства на Северном Каспии и Нижней Волге / П. И. Бухарицин. – Москва : Гидрометеоиздат, 1983. – 8 c.
  3. Виноградов, С. В. Астрахань в системе Каспийско-Волжского транзита в 1941–1942 гг. / С. В. Виноградов, Ю. Г. Ещенко // Современная научная мысль. – 2020. – № 6. – С. 91–96. – doi: 10.24412/2308-264X-2020-6-91-96.
  4. Волго-Каспийский бассейн в 1942–1943 годах / под ред. М. М. Загорулько, О. А. Гоманенко. – Волгоград : Центр информационного и материально-технического обеспечения, 2022. – 384 с.
  5. Государственный архив Астраханской области (далее – ГААО). – Ф. П-6. – Оп. 1. – Д. 875.
  6. Показать больше
Научный журнал КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН

Выпуск 2024 No. 1 (78)

PDF

Информация о статье

История

Авторы

Для цитирования 

Белявцев С. В. Роль Каспийского рейдового пароходства «Рейдтанкер» в осуществлении нефтеперевозок на Северном Каспии в первой половине 1942 г. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2024. № 1 (78). С. 56–63. https://doi.org/10.54398/1818510Х_2024_1_56.

Распространение

Лицензия Creative Commons
Это произведение публикуется по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.