Монтажный принцип мышления как основа авторских инноваций в искусстве кино в контексте философско-антропологической проблематики

Аннотация

В статье предлагается философская интерпретация теоретических концепций, посвящённых монтажному принципу мышления - феномену в киноискусстве, имеющему в основе своей создание нового качества, возникающего при целеноправленном авторском сочетании кадров. Обосновывается ценность вклада Ж. Делёза, В. Подороги в развитие философского подхода к специфике изображения мира и человека на экране с помощью монтажа. Теоретическая мысль стремится сформулировать в дискуссиях о смысле авторского конструирования кинематографического образа посредством монтажного принципа определённые философские выводы и взгляды на жизнь, искусство, проблемы бытия человека. Применённый в исследовании сравнительный метод позволил сопоставить толкование монтажа в работах В. Подороги, А. Базена, Ж. Делёза и других для более полного представления и обобщения существенных характеристик монтажного принципа мышления с философской и эстетической точек зрения. Делается вывод о том, что философское исследование специфики монтажного принципа мышления как феномена искусства в создании визуально-смысловой конструкции с новыми художественными качествами в контексте философско-антропологической проблематики является актуальным и востребованным. Выявление нового художественного качества в монтажной конструкции требуют от автора поискового творческого движения с его логическими, интуитивными и эвристическими взаимосвязями. Использование кинематографического инструментария, монтажного принципа мышления для постижения проблем бытия человека не только раскрывает самобытность автора, но и расширяет поле исследований в философской антропологии. Философско-антропологическая интерпретация монтажного принципа позволяет выявить не только стержень мировоззренческих авторских смыслов, выражающих отношение индивидуума к миру, но и проблемы бытия человека вообще, человека-творца, автора, поскольку он участвует в их постановке и решении художественными средствами.

Ключевые слова

Источники

  1. Базен, А. Что такое кино? / А. Базен. – Москва : Искусство, 1972. – 384 с.
  2. Бердяев, Н. А. О русских классиках / Н. А. Бердяев. – Москва : Высшая школа, 1993. – 368 с.
  3. Делёз, Ж. Кино / Ж. Делёз. – Москва : Ад Маргинем Пресс, 2016. – 560 с.
  4. Катасонов, В. Ю. Ангелы и демоны литературы. Полемические заметки «непрофессионала» о «литературном цехе» / В. Ю. Катасонов. – Москва : Кислород, 2020. – 448 с.
  5. Лавров, П. Л. Три беседы о современном значении философии / П. Л. Лавров // Мир философии : кн. для чтения : в 2 ч. – Москва : Политиздат, 1991. – Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – 672 с.
  6. Показать больше
Информация о статье
История
Авторы
Для цитирования
Панова С. В. Монтажный принцип мышления как основа авторских инноваций в искусстве кино в контексте философско-антропологической проблематики // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 4 (73). С. 146–150. https://doi.org/10.54398/1818510Х_2022_4_146.
Распространение

Лицензия Creative Commons

Материалы издания доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная