К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ТЕОРИИ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОЛА ЛАЗАРСФЕЛЬДА

Аргун Лаура Лариковна

Аннотация

Статья посвящена изучению процесса формирования концепции электоральной коммуникации выдающегося американского социолога австрийского происхождения Пола Лазарсфельда (1901-1976). Показано развитие исследования, проведенное Лазарсфельдом и группой ученых Колумбийского университета в первой половине XIX в. Автор излагает этапы исследования, описывает методы, модели и индексы, которые использовали социологи при определении формирования политических предпочтений избирателей. Лазарсфельд совместно с Берельсоном и Годэ рассмотрели причины изменения политического поведения по результатам проведенных опросов. Исследование показало, что существует ряд факторов, в силу которых, респондент менял свое мнение. Прежде всего, были выделены 1) СМИ; 2) окружающая индивида социальная среда; 3) межличностные контакты между членами малых групп (семья, коллектив, группа по интересам). Межличностное общение, - оказывало наибольшее влияние на избирателя. Отношение к кандидату, его плюсы и минусы, анализ его политической программы, - все это обсуждалось членами малых социальных групп. Мнение, сформулированное в малой группе, прямым образом влияло на восприятие кандидата избирателем. На людей, которые находились под влиянием мнения социума, менее всего оказывало воздействие СМИ, пропаганда партий. В настоящей статье показаны результаты исследовательского проекта Лазарсфельда и актуальность его методологии для современной политической науки.

Ключевые слова

Научный журнал КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН

Выпуск 2020 No. 1 (62)

PDF

Авторы

Распространение

Лицензия Creative Commons
Это произведение публикуется по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.