Проблематика транспорта и геополитики в различных аспектах активно рассматривается в многочисленных научных отечественных и зарубежных исследованиях, включая соотношение региональных и глобальных интересов, безопасность геополитического пространства, статус отдельных государств, транспортировку углеводородных ресурсов и др. Черноморско-Каспийский регион принято считать особым сегментом мирового геополитического пространства, который оказался на перекрёстке важнейших транзитных коммуникаций. В рамках современной экономической политики России и формирования международного транспортного каркаса указанный сегмент занимает важное место в геополитической и геоэкономической стратегии пространственного развития страны. Пересечение транспортных коридоров «Запад - Восток» и «Север - Юг», опоясывающих важнейшие маршруты Евразийского континента, следует рассматривать как важнейшие факторы транспортной геополитики Российской Федерации, оказывающие непосредственное влияние на развитие международных транспортных систем и на геоэкономическую политику в мире. С другой стороны, российский транспортный узел Каспийского бассейна в рамках принятой Конвенции о правовом статусе Каспийского моря приобретает всё большее значение в организации судоходных маршрутов, развитии международных грузовых перевозок и торговли. При этом в условиях глобализации и интеграции процессов производства современные системы управления должны отличаться наличием разнообразных комбинированных и альтернативных вариантов транспортно-экспедиторского обслуживания, повышающих мобильность товарообменных операций. Многообразие вариантов продвижения товаров и транспортировки грузов также сопровождаются формированием смешанных и интермодальных перевозок, обеспечивающих повышение эффективности организации логистических систем. Нами рассмотрены вопросы состояния и инфраструктурного развития международного транспортного коридора «Север - Юг» на основе реализации масштабных проектов строительства морских портов и создания на их базе мультимодальных логистических центров, являющихся ключевыми узлами опорного транспортного каркаса страны и государств Каспийского региона. С позиций взаимного влияния указанных факторов исследованы их причинно-следственные связи и отдельные направления формирования транспортных систем, учитывающие важнейшие экономические условия и географические особенности пространственного развития страны.