Статья посвящена одному из переломных моментов истории становления российской милиции, характеризующихся переходом из эпохи борьбы с преступностью в 1990-е гг. к периоду гуманизации силовой составляющей деятельности органов внутренних дел в начале 2000-х гг. Именно принятие последовательных мер по развитию системы ведомственного образования милиции, разъяснение личному составу составляющих системы сдержек и противовесов при реализации права на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия позволило значительно повысить лимит доверия граждан к деятельности правоохранительных органов, снизив общественную напряжённость, эхом доносившуюся из предшествовавшего постперестроечного периода. Это был сложный для российской государственности этап развития, заставивший организаторов ведомственного учебного процесса в приоритетном порядке рассматривать на занятиях механизмы минимизации ущерба жизни и здоровья граждан при решении профессиональных задач. Долгое время дискуссии по поводу государственного регулирования организации обучения милиции навыкам нанесения превентивного ущерба при задержании преступников в прямой постановке вопроса были вне поля зрения историков. Исследовано большое количество документов, посвящённых этой проблеме. Отдельные документы по этой теме не потеряли своей актуальности и в настоящее время.