Восприятие образа Европы российскими студентами: «перцептивные фильтры»
Аннотация
В статье интерпретируются итоги исследования «Восприятие Европы в молодежной среде в контексте современных геополитических трансформаций». Основным методом сбора эмпирической информации была фокусгрупповая дискуссия с участием различных групп студенчества Краснодара. Для оценки и концептуализации полученных данных результаты обсуждались с 15 экспертами. Исследование позволило выделить основные контекстные, коммуникативные и субъектные факторы, а также оценить их влияние на восприятие образа Европы современной российской молодежью. Наиболее важным «перцептивным фильтром», влияющим на «сердцевину» образа Европы в восприятии респондентов, является система образования. Несмотря на все зигзаги внешнеполитического курса, она сохраняет свою европоцентричную направленность, как в организации, так и в содержании образовательного процесса на различных уровнях. Что касается периферийных компонентов, то в их формировании важнейшую роль играют ресурсы интернета, особенно такие, как социальные сети, блоги, стоки и онлайн-игры. Традиционные СМИ роль «перцептивного фильтра» в молодёжной аудитории практически утратили. Исследование выявило существующий поколенческий разрыв в восприятии образа Европы, и он в значительной мере обусловлен характером личного опыта знакомства с европейскими странами.
Ключевые слова
- образ Европы
- факторы восприятия
- «перцептивные фильтры»
- поколенческий разрыв
- image of Europe
- perception factors
- «perceptual screens»
- generation gap