Готэм как виртуальная гетеротопия
Аннотация
В данной статье производится анализ феномена виртуальной гетеротопии на примере вымышленного комиксного города Готэм. Поднимая вопрос о медиатизации современного человека и превращении субъекта в объект массовой культуры, автор обращается к идеям французского постструктуралиста М. Фуко и доказывает тот факт, что виртуальные гетеротопии играют очень важную роль в формировании реального культурного ландшафта через создание тематических парков-аттракционов, гик-конференций, сообществ фанатов, а также подражания реальных городов и городских поселений этим виртуальным пространствам. Анализируя их мифологическую модель и её структуру, автор приходит к выводу, что в них, как и в реальных гетеротопиях, социокультурные законы функционируют по-другому, а структурные элементы кажутся «перевёрнутыми», имеющими другое значение, нежели в гомогенных пространствах, приобретая совершенно иное денотативное значение. Будучи зеркальным отражением реальности, подобные гетеротопии, с одной стороны, выступают в качестве собирательных образов отдельных городов и поселений США и не только, а с другой, выполняют культурообразующую функцию. Сам этот факт, по мнению автора, заставляет по-иному взглянуть на роль продуктов массовой культуры в формировании современного культурного ландшафта.
Ключевые слова
- гетеротопия
- культурная безопасность
- виртуальный город
- виртуальная гетеротопия
- комикс
- Бэтмен
- неомиф
- мономиф
- Фуко
- Готэм
- Метрополис
- Смолвилль
- heterotopy
- cultural security
- virtual city
- virtual heterotopy
- comics
- Batman
- neomyth
- monomyth
- Foucault
- Gotham
- Metropolis
- Smallville