Образ «Чужого» на постсоветском пространстве

Романова А.П.

Аннотация

Отношение к Чужому, основные характеристики его образа являются важными маркерами уровня социальной организации и состояния любого общества. Образ Чужого включен не просто в бинарную оппозицию «Свой - Чужой», он встраивается в систему образов «Свой - Другой - Чужой - Враг - Монстр». Эта система может выступать осью координат анализа культурного и социально-политического ландшафта эпохи, страны в целом или отдельного региона. Целью статьи является выявление характера изменения образа Чужого в предлагаемой оси координат при переходе от советского общества к постсоветскому. Основной методологией исследования является сравнительный анализ основных характеристик образа Чужого в советской публичной сфере и в постсоветских СМИ. На постсоветском пространстве изменяются основные параметры и объемы шкалы образов «Свой - Монстр», идеологический кливаж между Своим и Чужим замещается этническим и религиозным разломом. Сделан анализ путей и механизмов трансформации образа Своего, характерного для советской идеологии, в постсоциалистичесгого Чужого через дегуманизацию и демонизацию. В процессе демонизации с опорой на бессознательные архаические архетипы конструируется образ Чужого как монстра. При этом все базовые культурные маркеры Чужого (вестиментарные и алиментарные отличия, язык, внешний вид, конфессиональная принадлежность и т.д.) доводятся до гротеска для оправдания негативного отношения к бывшему Своему, а ныне Чужому - мигранту, гастарбайтеру, гражданину соседнего государства.

Ключевые слова