Понятие историософии А. Цешковского и философия истории Гегеля

Аннотация

В статье рассматривается проблема определения исходного смысла понятия историософия, которое возникает внутри гегелевской философской школы. Предпринимается попытка при помощи методологии сравнительного анализа исследовать различия в диалектическом осмыслении исторического процесса в философии Гегеля и философии Августа Цешковского. Устанавливаются принципиальное единство во взглядах этих философов и различия в применении диалектического подхода. Исследуется теоретическое обоснование этих различий. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что различие в историософских взглядах Гегеля и А. Цешковского не затрагивают онтологическое основание исторического процесса, которое представляется историчным и диалектическим. Различие лежит в области конкретного применения диалектического подхода. Для А. Цешковского диалектический синтез лежит не в настоящем, как это мыслил Гегель, а в будущем. Такая позиция открывает путь к отрицанию настоящей действительности и постановки вопроса о праксисе в построении идеального будущего. Образ этого будущего с неизбежностью становится утопическим проектом диалектической историософии.

Ключевые слова

Информация о статье
Авторы
Распространение

Лицензия Creative Commons

Материалы издания доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная