История формирования концепта абстрактного искусства: философский контекст
Аннотация
В настоящей статье ставится цель исследовать историю формирования концепта абстрактного искусства и выявить его характерные черты. Автор исходит из идеи о том, что абстракционизм является не только направлением в искусстве, но и формой современного мышления. Практическое значение абстракционизма здесь выражается в обращении к человеку, а именно в его трансляции к миру. В ходе исследования делается попытка выявить отличия обыденных форм мышления от нарративных форм мышления. В историко-хронологическом срезе формы определения и сравнения беспредметного искусства будут тесно взаимосвязаны с историческим движением философской, социально-политической мысли. Современное искусство во многом основывается на явлениях трансмедийности и мультимедийности, где влияние абстракции можно проследить в самых разнообразных областях культурной деятельности: от архитектуры и подсветки зданий до рекламы, от кинематографа до поэзии. В результате автор приходит к выводу, что абстрактное искусство продолжает своё развитие в современности и требует антропологического и деконструктивного подхода. Поскольку, на наш взгляд, абстрактное обнажает механизмы интерпретации и работы сознания, масштабное мультидисциплинарное исследование современного абстрактного искусства может привести к интересным выводам.
Ключевые слова
- абстракционизм
- современное искусство
- сознание
- мышление
- формы мышления
- мифологическое
- нарратив
- беспредметное искусство
- философская антропология
- исторический дискурс
Источники
- Автономова, Н. С. Клод Леви-Стросс – in memoriam: уроки структурной антропологии и гуманизм XXI в. / Н. С. Автономова // Вопросы философии. – 2010. – № 8. – С. 97–108.
- Гегель, Г. В. Ф. Кто мыслит абстрактно? / Г. В. Ф. Гегель // Работы разных лет. – Москва : Мысль, 1970. – С. 387–395.
- Гиренок, Ф. И. Клиповое сознание / Ф. И. Гиренок. – Москва : Проспект, 2016. – 256 с.
- Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию / Э. Гуссерль. – Москва : Академический Проект, 2015. – 489 с.
- Даглдиян, К. Т. Абстрактная композиция: основы теории и практические методы творчества в абстрактной живописи и скульптуре / К. Т. Даглдиян. – Москва : Владос, 2018. – 208 с. Показать больше