История формирования концепта абстрактного искусства: философский контекст
Сацукевич Анна Игоревна
10.54398/1818510Х_2024_1_191
Аннотация
В настоящей статье ставится цель исследовать историю формирования концепта абстрактного искусства и выявить его характерные черты. Автор исходит из идеи о том, что абстракционизм является не только направлением в искусстве, но и формой современного мышления. Практическое значение абстракционизма здесь выражается в обращении к человеку, а именно в его трансляции к миру. В ходе исследования делается попытка выявить отличия обыденных форм мышления от нарративных форм мышления. В историко-хронологическом срезе формы определения и сравнения беспредметного искусства будут тесно взаимосвязаны с историческим движением философской, социально-политической мысли. Современное искусство во многом основывается на явлениях трансмедийности и мультимедийности, где влияние абстракции можно проследить в самых разнообразных областях культурной деятельности: от архитектуры и подсветки зданий до рекламы, от кинематографа до поэзии. В результате автор приходит к выводу, что абстрактное искусство продолжает своё развитие в современности и требует антропологического и деконструктивного подхода. Поскольку, на наш взгляд, абстрактное обнажает механизмы интерпретации и работы сознания, масштабное мультидисциплинарное исследование современного абстрактного искусства может привести к интересным выводам.
Ключевые слова
Источники
-
Автономова, Н. С. Клод Леви-Стросс – in memoriam: уроки структурной антропологии и гуманизм XXI в. / Н. С. Автономова // Вопросы философии. – 2010. – № 8. – С. 97–108.
-
Гегель, Г. В. Ф. Кто мыслит абстрактно? / Г. В. Ф. Гегель // Работы разных лет. – Москва : Мысль, 1970. – С. 387–395.
-
Гиренок, Ф. И. Клиповое сознание / Ф. И. Гиренок. – Москва : Проспект, 2016. – 256 с.
-
Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию / Э. Гуссерль. – Москва : Академический Проект, 2015. – 489 с.
-
Даглдиян, К. Т. Абстрактная композиция: основы теории и практические методы творчества в абстрактной живописи и скульптуре / К. Т. Даглдиян. – Москва : Владос, 2018. – 208 с.
-
Сохарева, Т. Визуальная поэзия на перекрестке традиций / Т. Сохарева // Диалог искусств. – 2023. – № 1. – C. 58–64.
-
Дубовский, Ю. А. Абстрактное в мышлении: интерпретация концепции Г. В. Ф. Гегеля / Ю. А. Дубовский, Т. Б. Заграевская, С. М. Заграевская // Вестник Томского государственного университета. – 2022. – № 476. – С. 84–94. – doi: 10.17223/15617793/476/9.
-
Зиновьев, А. А. Восхождение от абстрактного к конкретному (На материале «Капитала» К. Маркса) / А. А. Зиновьев – Москва : Институт философии РАН, 2002. – 319 с.
-
Ильенков, Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении / Э. В. Ильенков. – Москва : РОССПЭН, 1997. – 464 с.
-
Кожев, А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского (1936) / А. Кожев // «Атеизм» и другие работы. – Москва : Праксис, 2007. – С. 258–294.
-
Леви-Стросс, К. По поводу посмертной выставки произведений одного художника / К. Леви-Стросс // Структурная антропология. – Москва : Праксис, 1980. – 399 с.
-
Можнягун, С. Е. О модернизме. Этюд второй. Феномен беспредметничества /
С. Е. Можнягун – Москва : Искусство, 1974. – 240 с.
-
Шевченко, Н. И. Новый авангард XXI в. – выход из застоя постмодернизма и школа научного конкретного искусствоведения : [в 2 кн.] / Н. И. Шевченко. – Белгород : Белгородский гос. технол. ун-т, 2016. – 256 с.
-
Стойков, А. Критика абстрактного искусства и его теорий / А. Стойков. – Москва : Искусство, 1964. – 248 с.
-
Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – Москва : Политическая литература, 1987. – 590 с.
Показать больше