Проблемы организации транспортировки нефтепродуктов в Северном Каспии пароходством «Рейдтанкер» в конце 1930-х – начале 1940-х гг.

Аннотация

В современном мире развитие экономики невозможно представить без использования продуктов нефтепереработки, поэтому исследование логистических схем транспортировки углеводородов, в том числе в историческом разрезе является актуальным. В этой связи интересен опыт организации перевозок нефтеналивных грузов в акватории Каспийского моря, являющейся с начала XX в. крупным хабом, значительную часть которого составляли транспортные потоки по перевозке сырой нефти и нефтепродуктов. В данной статье рассматривается историко-экономический опыт перестройки работы морского транспорта по перевозке нефти на примере Каспийского рейдового пароходства «Рейдтанкер». Целью статьи является анализ работы пароходства «Рейдтанкер» в конце 1930-х – начале 1940-х гг. Источниковую базу статьи составили архивные материалы – конъюнктурные обзоры, эксплуатационные и годовые отчёты по основной деятельности пароходства. В работе использовались историко-генетический, историко-типологический, историко-сравнительный методы исследования. Проведённое исследование показало, что реорганизация системы работы морского транспорта по перевозке нефтепродуктов на Каспии в конце 1930-е гг. не принесла ожидаемых позитивных результатов. Административное реформирование не было подкреплено модернизацией флота, капитальными инвестициями в развитие его инфраструктуры. Поэтому к началу Великой Отечественной войны Каспийское рейдовое пароходство «Рейдтанкер» испытывало серьёзные материально-технические проблемы.

Ключевые слова

Вклад авторов

Тимофеева Е. Г. – научное руководство, разработка концепции исследования, обоснование цели статьи, написание исходного текста, сведение данных, итоговые выводы; Белявцев С. В. – работа в архиве; обработка и представление материалов источников; написание исходного текста, доработка текста, итоговые выводы.

Источники

  1. Алекперов, В. Ю. Нефть России: прошлое, настоящее и будущее / В. Ю. Алекперов. – Москва : Креативная экономика, 2011. – 432 с.
  2. Бухарицин, П. И. Гидрометеорологическое обследование морских отраслей народного хозяйства на Северном Каспии и Нижней Волги / П. И. Бухарицин. – Москва : Гидрометеоиздат, 1983. – 8 c.
  3. Вайнер, Б. Д. Морской транспорт в предвоенной пятилетке (1938 – июнь 1941) / Б. Д. Вайнер // Морской флот. – 1978. – № 12. – С. 24–27.
  4. Виноградов, С. В. Астрахань в системе Каспийско-Волжского транзита в 1941–1942 гг. / С. В. Виноградов, Ю. Г. Ещенко // Современная научная мысль. – 2020. – № 6. – С. 91–96. – doi: 10.24412/2308-264X-2020-6-91-96.
  5. Виноградов, С. В. Промышленность Астраханской области в годы Великой Отечественной войны / С. В. Виноградов, Ю. Г. Ещенко // Вопросы истории. – 2020. – № 10–4. – С. 76–84. – doi: 10.31166/VoprosyIstorii202010Statyi80.
  6. Показать больше
Информация о статье
История
Авторы
Для цитирования
Тимофеева Е. Г., Белявцев С. В. Проблемы организации транспортировки нефтепродуктов в Северном Каспии пароходством «Рейдтанкер» в конце 1930-х – начале 1940-х гг. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2023. № 3 (76). С. 75–81. https://doi.org/10.54398/1818510Х_2023_3_75.
Распространение

Лицензия Creative Commons

Материалы издания доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная