Состояние современного информационного общества можно определить периодом постправды, где факты и доказательства имеют намного меньшую ценность, чем вызванные ими реакции и особенно эмоции людей. Современный человек живет в пространстве огромных информационных потоков, в которых очень сложно ориентироваться: понять, где правда, где ложь, либо частично представленная реальность. В качестве исследовательской задачи авторами была предпринята попытка провести опрос в трех группах респондентов, являющихся студентами Астраханского государственного университета. Цель опроса заключалась в проверке когнитивных навыков молодёжи, в установлении уровня способности определять сомнительный информационный контент, степени владения навыками аргументации и умения увидеть недостающие элементы в логике изложения информационного материала. Для этого авторами статьи было отобрано четыре типа фейковой информации, дана их типологическая характеристика и предложены возможные подходы к их разоблачению. Эмпирический анализ способности студентов аналитически выявлять фейковый материал показал средний и низкий уровни применения необходимых аналитических подходов. Студенты первый группы, ознакомившиеся с основами критического мышления, хоть и не на сто процентов справлялись с анализом предложенного информационного материала, тем не менее, выделялись среди остальных групп в умении логически мыслить и применять аналитические подходы, позволяющие увидеть нелогичность или противоречивость изложения анализируемой информации. Студенты второй (гуманитарной) и третьей (негуманитарной) групп мало отличаются друг от друга неподготовленностью приводить аргументы к предложенной для анализа информации.
Тихонова В. Л. – сбор статистических данных, проведение опроса, систематизация и анализ полученных результатов, описание результатов и формирование выводов исследования; Закутнов О. И. – постановка проблемы, разработка концепции статьи, доработка текста.
Тихонова В. Л., Закутнов О. И. Возможности аналитического мышления студентов в работе с фейковым материалом // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 4 (73). С. 140–145. https://doi.org/10.54398/1818510Х_2022_4_140.