Деятельность Школы народного искусства в 1912-1917 гг

Кучерук Ирина Владимировна

10.54398/1818510X_2022_3_27

Аннотация

В современных условиях поиска эффективных способов реализации преемственности различных уровней и этапов отечественного образования, а также создания оптимальных моделей программ, сориентированных на формирование у учащихся гражданской идентичности, опыт дореволюционной школы по развитию национального образования становится актуальным. Одной из ярких страниц российского профессионального образования является открытие в 1912 в Петербурге Школы народного искусства, деятельность которой базировалась на православной вере, традиционной культуре и народном искусстве. Настоящая статья посвящена рассмотрению особенностей создания и функционирования отечественной Школы народного искусства как уникального образовательного учреждения. Целью проведённого исследования является выявление специфики учебного плана и дореволюционной образовательной деятельности Школы. Статья написана на материалах журнала «Нива» за 1914 г. и специальной литературы по теме исследования. Методологической основой исследования является теоретический анализ основных положений источников и литературы, а также систематизация изученных фактов. В работе выявлены такие особенности деятельности Школы народного искусства как подготовка мастериц - будущих инструкторов по разнообразным направлениям кустарной художественной деятельности, в обучении которых применялось копирование лучших музейных образцов, работа по созданию собственного музейного фонда, направление на практику в российские исторические центры художественного мастерства, где воспитанницы не только учились, но и демонстрировали желающим приобретённые в Школе умения.

Ключевые слова

Источники

  1. Алексеева, Л. Л. Учебные предметы искусства в истории российской школы: на примере некоторых программ, планов и документов 1804-1915 гг. / Л. Л. Алексеева // Художественное образование в дореволюционной России : сб. науч. тр. / сост. В. П. Демин, Е. М. Акишина, Д. В. Поль. - Москва : ИХОиК РАО, 2016. - С. 145-169.
  2. Кирьянов, Ю. И. Жизненный уровень рабочих России конца XIX - начала XX в. / Ю. И. Кирьянов. - Москва : Наука, 1979. - 208 с.
  3. Максимович, В. Ф. Создание Школы народного искусства: взгляд из настоящего в прошлое / В. Ф. Максимович, Н. М. Александрова // Вопросы культурологии. - 2016. - № 4. - С. 68-73.
  4. Носань, Т. М. Исторические особенности профессионального обучения художественной вышивке в Школе Народного искусства / Т. М. Носань // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2018. - № 3 (26). - С. 14-18.
  5. Отчет Школы Народного искусства ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны за 1913 г. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская губернская тип., 1914. - 52 с.
  6. Показать больше
Научный журнал КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН

Выпуск 2022 No. 3 (72)

PDF

Информация о статье

История

Авторы

Для цитирования 

Кучерук И. В. Деятельность Школы народного искусства в 1912–1917 гг. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 3 (72). С. 27–30. https://doi.org/10.54398/1818510Х_2022_3_27.

Распространение

Лицензия Creative Commons
Это произведение публикуется по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.