Деятельность Школы народного искусства в 1912-1917 гг
Кучерук Ирина Владимировна
10.54398/1818510X_2022_3_27
Аннотация
В современных условиях поиска эффективных способов реализации преемственности различных уровней и этапов отечественного образования, а также создания оптимальных моделей программ, сориентированных на формирование у учащихся гражданской идентичности, опыт дореволюционной школы по развитию национального образования становится актуальным. Одной из ярких страниц российского профессионального образования является открытие в 1912 в Петербурге Школы народного искусства, деятельность которой базировалась на православной вере, традиционной культуре и народном искусстве. Настоящая статья посвящена рассмотрению особенностей создания и функционирования отечественной Школы народного искусства как уникального образовательного учреждения. Целью проведённого исследования является выявление специфики учебного плана и дореволюционной образовательной деятельности Школы. Статья написана на материалах журнала «Нива» за 1914 г. и специальной литературы по теме исследования. Методологической основой исследования является теоретический анализ основных положений источников и литературы, а также систематизация изученных фактов. В работе выявлены такие особенности деятельности Школы народного искусства как подготовка мастериц - будущих инструкторов по разнообразным направлениям кустарной художественной деятельности, в обучении которых применялось копирование лучших музейных образцов, работа по созданию собственного музейного фонда, направление на практику в российские исторические центры художественного мастерства, где воспитанницы не только учились, но и демонстрировали желающим приобретённые в Школе умения.
Ключевые слова
Источники
-
Алексеева, Л. Л. Учебные предметы искусства в истории российской школы: на примере некоторых программ, планов и документов 1804-1915 гг. / Л. Л. Алексеева // Художественное образование в дореволюционной России : сб. науч. тр. / сост. В. П. Демин, Е. М. Акишина, Д. В. Поль. - Москва : ИХОиК РАО, 2016. - С. 145-169.
-
Кирьянов, Ю. И. Жизненный уровень рабочих России конца XIX - начала XX в. / Ю. И. Кирьянов. - Москва : Наука, 1979. - 208 с.
-
Максимович, В. Ф. Создание Школы народного искусства: взгляд из настоящего в прошлое / В. Ф. Максимович, Н. М. Александрова // Вопросы культурологии. - 2016. - № 4. - С. 68-73.
-
Носань, Т. М. Исторические особенности профессионального обучения художественной вышивке в Школе Народного искусства / Т. М. Носань // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2018. - № 3 (26). - С. 14-18.
-
Отчет Школы Народного искусства ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны за 1913 г. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская губернская тип., 1914. - 52 с.
-
Пономарева, Н. И. Возрождение традиций русского образования (из опыта Школы народного искусства императрицы Александры Федоровны) / Н. И. Пономарева // Традиции и современность. - 2014. - № 15. - С. 20-27.
-
Фомина, Н. Н. Под патронатом власти. Второй съезд художников и проблемы эстетического воспитания / Н. Н. Фомина // Художественное образование в дореволюционной России : сб. науч. тр. / сост. В. П. Демин, Е. М. Акишина, Д. В. Поль. - Москва : ИХОиК РАО, 2016. - С. 169-182.
-
Шамрай, Н. Н. Динамика становления и развития Академии «Высшая школа народных искусств» / Н. Н. Шамрай // Декоративно-прикладное искусство и образование. - 2018. - № 1 (24). - С. 75-80.
-
Школа народного искусства // Нива. - 1914. - № 6. - С. 114-115.
-
Юхнева, Е. Д. Петербургские доходные дома. Очерки по истории быта / Е. Д. Юхнева. - Москва : Центрполиграф, 2019. - 491 с.
Показать больше