«Техночеловек» и продолжение истории

Алексеева И. Ю.

Аннотация

Тема «конца истории» рассматривается в философско-антропологическом и футурологическом контексте. Показывается несостоятельность представлений Ф. Фукуямы и его единомышленников о переходе в «постчеловеческое» состояние как единственной возможности освобождения из «постисторической» резервации. Принимаются во внимание дискуссии, связанные с перспективами конвергентного развития нано-, био-, инфо-, когнитивных и социогуманитарных наук и технологий (НБИКС-революция). Подчеркивается, что современная антропофутурологическая проблематика актуализирует ряд идей и соображений, выдвинутых без малого столетие назад представителями евгеники - направления, связывавшего перспективы совершенствования человека с использованием достижений биологии. Проводится реконструкция антропософских взглядов Н. К. Кольцова - выдающегося биолога и лидера русского евгенического движения. Существенное внимание уделено историософским основаниям проекта кибернетического бессмертия, предлагаемого российским философом Д. И. Дубровским. Автор статьи связывает исторические перспективы человеческого общества с перспективами технобиоэволюции человека. Считая неправомерным название «постчеловек» для результата такой эволюции, автор статьи обосновывает преимущества использования термина «техночеловек» в качестве синонима и обозначения новой стадии в развитии «человека технологизированного разумного», не перестающего быть “homosapiens”. При этом подчеркивается роль мировоззренческих ориентиров технологического прогресса.

Ключевые слова

Научный журнал КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН

Выпуск 2018 No. 4 (57)

PDF

Авторы

Распространение

Лицензия Creative Commons
Это произведение публикуется по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.