РОЛЬ ценностНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРАКТИКЕ современнЫХРоссиЙСКИХ социально-экономическИХ ОТНОШЕНИЙ
Аннотация
В статье представлен философско-этический анализ влияния моральных ценностей и норм на социально-экономическую жизнь общества. Проводимые российским руководством реформы привели к стремительному краху всей прежней системы ценностей. Новые моральные ориентиры в социально-экономической сфере увязывались не с опытом и традициями развития страны, а с абстрактными идеологемами. Власть в очередной раз стала противопоставлять себя обществу, навязывая те нормы и ценности, которые считались нужными и оптимальными для неё. Человеческий фактор и этические регуляторы поведения оказались отброшены. Навязываемые ценности рассматривают человека как средство достижения целей и выгоды, искажая представления о благе, справедливости и равенстве. Без внимания к моральным требованиям и нормам невозможно долгосрочное и устойчивое возрастание социального богатства, создание общего блага. Сложившееся положение иначе как эклектикой ценностных ориентаций трудно назвать. Саморефлексии личности противостоит агрессивность ценностей массовой культуры, в которой на видном месте не находится человек труда и его созидательная деятельность с ориентацией на справедливость, долг, честность и другие моральные ценности. Гипертрофированная роль денег и потребления только порождают суррогатную общественную мораль, деформируют политическую деятельность, нивелируя значимость честности, ответственности, взаимопомощи, создавая возможности для злоупотребления властью. Обращение к моральным ценностям призвано обеспечивать диалог между социальными слоями, устойчивость социальной структуры, гармонию индивида с окружающим миром. Без достижения общих подходов, моральных оценок по имеющимся проблемам достичь единого социального консенсуса крайне затруднительно.
Ключевые слова
- мораль
- моральные ценности
- социально-экономические отношения
- традиции
- справедливость
- рыночные реформы
- мотивация
- потребление
- ценностные ориентации
- общественное благо
- morality
- moral values
- socio-economic relationships
- traditions
- justice
- market reforms
- motivation
- consumption
- value orientations
- public good