«Объект внимания» как фактор интеграции массы

Вахменин Василий Николаевич

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования массы в социальном пространстве. Понимание массы как неустойчивой, аморфной, анонимной общности, не имеющей внутренних связей, является основанием для поиска и определения внешнего фактора её интеграции. Структурный анализ массы показывает, что для неё характерен единственный вид связи - проявление внимания каждого образующего её индивида к общему объекту, называемому условно «объект внимания массы». Соотнесение некритичного восприятия, свойственного массе, с образным восприятием реальности показало, что «объектом внимания» является образ, содержащий в себе бескомпромиссное значение - мифологизированный образ. Определяются факторы, делающие такой образ эффективным, а значит, имеющим симулятивный потенциал. Эффективные образы, структурирующие массовое сознание, позволяют симулировать социализацию индивида, тем самым, приводя к деформациям социокультурного пространства, знаменующим собой становление «массового общества». Для демонстрации многогранности этого процесса, дана типология «объектов внимания», из которой выводятся различные виды активности массы. Указывается на растущее значение «объектов внимания» в современности и, неотделимое от этого, усиление активности массы, даётся краткая оценка этой тенденции.

Ключевые слова

Научный журнал КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН

Выпуск 2015 No. 3 (44)

PDF

Авторы

Распространение

Лицензия Creative Commons
Это произведение публикуется по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.