К формированию концепции политической услуги

Морозов Сергей Александрович

Аннотация

Статья посвящена проблеме концептуализации термина «политический товар» на рынке политических услуг. Дается анализ трудности определения товара на политическом рынке как феномене современной социально-политической системы. Эта система основана на принципах рыночной организации экономики. Она использует рыночный инструментарий организации политической деятельности в социально-политических практиках. Рассматривается сложившийся в середине ХХ в. подход к политическому товару как продукту электоральной деятельности. в ней кандидат на выборный пост рассматривается в качестве товара, а также подход к политическому товару как комплексу - микс в рамках более поздних маркетинговых концепций. Автором предложено рассматривать товар на политическом рынке как политическую услугу. Это позволяет выделить сходства и различия между услугами на политическом и товарном рынке, на основании мультиатрибутивной модели товара, разработанной Фишбайном во второй половине ХХ в. Опора на мультиатрибутивную модель дает возможность учесть неконтролируемые политические факторы, перечисленные автором. Автором использована концепция жизненного цикла товара, созданная американским ученым-маркетологом Т. Левитом. Использование 4-ступенчатой модели Т. Левита, дополненной впоследствии 5 элементом - «фазой турбулентности» - позволяет автору вместо 5-ступенчатой модели предложить 6-ти ступенчатую модель. Эта модель отличается от неполитической модели жизненного цикла наличием специфической фазы - фазы доминантной зрелости. Она позволяет охарактеризовать особенности проявления ассиметрии распределения политических и иных ресурсов между акторами политических процессов на рынке услуг. Автор предлагает дополнить существующую 5-фазовую модель жизненного цикла товара еще одной фазой - фазой доминантной зрелости. в рамках этой фазы рассматривается деятельность победившей на выборах политической партии, в том числе и в условиях формирования коалиционного правительства.

Ключевые слова

Научный журнал КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН

Выпуск 2014 No. 1 (38)

PDF

Авторы

Распространение

Лицензия Creative Commons
Это произведение публикуется по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.