Организация политологического образования в период пандемии COVID-19 (на примере факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова)
Цыбряева Марина Васильевна
10.54398/1818510X_2022_2_95
Аннотация
Распространение новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19) стало переломным моментом в высшей школе всего мира. Перед странами различных частей света встали вопросы реализации и организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий, акцентируя внимание на новых условиях получения высшего образования. Трансформация образовательного процесса раскрыла одну из главных и важных проблем современного общества - цифровое неравенство, которое влияет не только на качество высшего образования, но и на его доступность. Дигитализация образования ставит новые задачи перед государственной политикой. Проведение постоянных эмпирических исследований помогает актуализировать вопросы, с которыми сталкивается образовательный процесс, что даёт возможность для поиска их решений. В статье рассматривается организация политологического образования на факультете политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова с начала пандемии COVID-19 по настоящее время. Представлены результаты социологического опроса, проведённого осенью 2021 г. среди студентов факультета политологии разных уровней подготовки. Анализ полученных данных выявил основные проблемы дистанционного обучения, которые во многом влияют на качественные и количественные показатели политологического образования в современной России.
Ключевые слова
Благодарности
Исследование выполнено в рамках Программы развития междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».
Источники
-
Абрамова, М. А. Цифровизация образования в условиях цифрового неравенства / М. А. Абрамова, М. Фарника // Профессиональное образование в современном мире. - 2019. - Т. 9, № 4. - С. 3167-3175. - DOI: 10.15372/PEMW20190403.
-
Бронников, И. А. Самоорганизация граждан в эпоху цифровых коммуникаций / И. А. Бронников // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2020. - Т. 13, №. 2. - С. 269-285. - DOI: 10.23932/2542-0240-2020-13-2-14.
-
Волченко, О. В. Динамика цифрового неравенства в России / О. В. Волченко // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2016. - № 5. - С. 162-181. - DOI: 10.14515/monitoring.2016.5.10.
-
Генсек ООН назвал четыре угрожающих миру «всадника Апокалипсиса». - 22 января 2020 г. - URL: https://ria.ru/20200122/1563758442.html (дата обращения: 30.11.2021).
-
Комлева, В. В. Доступность и качество высшего образования в условиях COVID-19: правительственные усилия в расчете на будущее / В. В. Комлева // Вопросы управления. - 2021. - № 1. - С. 144-155. - DOI: 10.22394/2304-3369-2021-1-144-155.
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3684-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 гг.)». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373604/42978d897ca72be7fc7ce3506e822feb17537699/ (дата обращения: 27.11.2021).
-
Страны БРИКС поддержали развитие цифровизации систем образования. - 7 июля 2021 г. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=36450 (дата обращения: 27.11.2021).
-
Шабров, О. Ф. Образование - концентрированное выражение политики / О. Ф. Шабров // Проблемный анализ и государственное управленческое проектирование: политология, экономика, право. - 2013. - № 1. - С. 106-109.
-
Штыхно, Д. А. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски / Д. А. Штыхно, Л. В. Константинова, Н. Н. Гагиев // Открытое образование. - 2020. - Т. 24, № 5. - С. 72-81. - DOI: 10.21686/1818-4243-2020-5-72-81.
-
Crawford, J. COVID-19: 20 countries' higher education intra-period digital pedagogy responses /j. Crawford, K. Butler-Henderson, J.Rudolph, & M. Glowatz // Journal of Applied Learning & Teaching. - 2020. - Vol. 3, № 1. - P. 1-20. - DOI: 10.37074/jalt.2020.3.1.7.
-
High-level Panel on Digital Cooperation. - 11.06.2020. - URL: https://www.un.org/en/pdfs/DigitalCooperation-report-for%20web.pdf (дата обращения: 29.11.2021).
-
UNESCO COVID-19 Education Response. COVID-19: reopening and reimagining universities, survey on higher education through the UNESCO National Commissions. - 2021 - URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000378174 (дата обращения: 17.10.2021).
Показать больше