Новые vs традиционные агенты политической социализации в условиях digital-коммуникации молодёжи регионов РФ
Асеева Татьяна Анатольевна,
Киреева Оксана Сергеевна
10.54398/1818510X_2022_2_57
Аннотация
В настоящее время digital-коммуникации накладывается на уже сформировавшиеся ценности общества потребления, усиливая характерные для него тенденции. Цель исследования заключается в изучении особенностей и референтных агентов политической социализации учащейся молодёжи в приграничных регионах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Статья написана на основе результатов 14 фокус-групп, проведённых с учащимися 10-11 классов, студентами ссузов и вузов в 8 субъектах РФ: Алтайском, Забайкальском, Приморском и Хабаровском краях, Омской области, Республиках Алтай, Тыва, Бурятия (октябрь - ноябрь 2021 г.). В каждой фокус-группе принимали участие представители только одного региона и одного сегмента учащейся молодёжи. Результаты исследования позволяют определить гибридный характер конфигурации агентов политической социализации. Новые акторы имеют доминирующее значение только как источник получения информации. Традиционные социализаторы не рассматриваются как таковые, при этом обсуждение каких-либо важных событий, вопросов осуществляется, прежде всего, в кругу семьи и друзей. Роль блогеров в условиях цифровой социализации в изучаемой молодёжной среде невысока по причине их некомпетентности и ангажированности. Недемократическая модель коммуникации как в семье, так и в учебных заведениях, а также ограничения в сети Интернет не позволяют получить объективные политические знания и снижают политическую субъектность молодёжи. Данная ситуация осложняется концентрацией внимания молодёжи на негативных оценках при обсуждении политики в кругу друзей.
Ключевые слова
Вклад авторов
Асеева Т. А. – постановка научной проблемы; сбор и систематизация аналитической информации; итоговые выводы.
Киреева О. С. – разработка концепции исследования; анализ и интерпретация эмпирических данных; графическое оформление; итоговые выводы.
Благодарности
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-31651 «Факторы и каналы формирования политического сознания и мотивации политического участия учащейся молодёжи приграничных регионов Сибири и Дальнего Востока».
Источники
-
Бурда, М. А. Современные особенности становления новых агентов политической социализации молодёжи / М. А. Бурда, А. Р. Горчакова, Н. С. Стригина // Среднерусский вестник общественных наук. - 2020. - Т. 15, № 2. - С. 99-109. - DOI: 10.22394/2071-2367-2020-15-2-99-109.
-
Гатиева, А. М. Основные тенденции политической социализации молодёжи в современном социокультурном пространстве / А. М. Гатиева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. - № 1 (61). - С. 40-43.
-
Ильин, А. Н. Деконсолидация и деполитизация, характерные для общества потребления / А. Н. Ильин // Социологический журнал. - 2014. - № 3. - С. 101-115.
-
Кавеева, А. Д. Ускользающее доверие в цифровых коммуникациях: что связывает пользователей в виртуальных сообществах? / А. Д. Кавеева, Л. А. Сабурова, Ю. Ю. Эстрина // Антиномии. - 2019. - Т. 19, вып. 4. - С. 45-65. - DOI 10.24411/2686-7206-2019-00008.
-
Касамара, В. Я. YouTube-блогеры как агенты политической социализации российских школьников / В. Я. Касамара, А. А. Сорокина, А. Н. Шилина // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. - 2021. - № 3. - С. 7-21.
-
Кротенко, Т. Ю. Цифровая социализация в образовании / Т. Ю. Кротенко // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2020. - № 2 (44). - С. 46-50.
-
Малькевич, А. А. Социальные сети как фактор политической социализации молодёжи: от иерархии к сетевой модели / А. А. Малькевич // Вестник Московского университета. Серия: 12. Политические науки. - 2019. - № 6. - С. 88-97.
-
Морозова, Е. В. Цифровая инклюзия как фактор политической социализации старшеклассников / Е. В. Морозова, И. В. Мирошниченко, Л. А. Шпиро // Социальные и гуманитарные знания. - 2021. - Т. 7, № 4. - С. 379-391. - DOI: 10.18255/2412-6519-2021-4-378-391.
-
Орлова, О. Ю. Политическая социализация молодёжи в условиях российских политических трансформаций (на примере петербургского студенчества) / О. Ю. Орлова // Социология. - 2020. - № 2. - С. 160-165.
-
От блогеров к инфлюенсерам: борьба за внимание и влияние на аудиторию. Новые тренды - URL: https://wciom.ru/analytical-reports/analiticheskii-doklad/ot-blogerov-k-inflyuenseram-borba-za-vnimanie-i-vliyanie-na-auditoriyu-novye-trendy (дата обращения: 03.02.2022 г.).
-
Политическая идентификация школьников и студентов регионов РФ в условиях информационного общества (на примере регионов СФО и ДФО): брошюра / С. Ю. Асеев, Т. А. Асеева, Д. А. Казанцев, Д. А. Качусов, О. С. Киреева, Я. Ю. Шашкова ; под ред. Я. Ю. Шашковой ; Мин-во науки и высшего образования РФ, Алтайский государственный университет. - Барнаул : Алтайский гос. ун-т, 2021. - 88 с.
-
Самсонова, Т. Н. О становлении политической субъектности российской молодёжи в процессе политической социализации / Т. Н. Самсонова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 7 (51). - С. 18-24. - DOI: 10.24158/spp.2018.7.2.
-
Самсонова, Т. Н. Роль СМИ в политической социализации современной российской молодёжи / Т. Н. Самсонова, Е. С. Наумова // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2019. - Т. 25, № 4. - С. 247-264. - DOI: 10.24290/1029-3736-2019-25-4-247-264.
-
Солдатова, Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире / Г. У. Солдатова // Социальная психология и общество. - 2018. - Т. 9, № 3. - С. 71-80. - DOI: 10.17759/sps.2018090308.
-
Тарасова, Е. Г. Коммуникация и политическая социализация: эволюция идей и объяснительных моделей в западной политологии / Е. Г. Тарасова // Социально-политические науки. - 2018. - № 3. - С. 11-17.
-
Тульчинский, Г. Л. Проблема доверия и современные информационно-коммуникативные технологии / Г. Л. Тульчинский, А. А. Лисенкова // Российский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5, № 2. - С. 233-240. - DOI: 10.15643/libartrus-2016.2.12.
-
Черный, Е. В. Политическая социализация крымской молодёжи в динамике / Е. В. Черный // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. - 2019. - Т. 5 (71), № 4. - С. 135-148.
-
Щербинин, А. И. Особенности политической социализации молодёжи в университетском городе / А. И. Щербинин // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2019. - № 51. - С. 205-214. - DOI: 10.17223/1998863X/51/21.
-
Rivera, J. De. Los factores estructurales e intervinientes de la socialización digital juvenil. Una aproximación mediante el método Delphi /j. De. Rivera, A. Gordo, A. García-Arnau, C. Díaz-Catalán // Revista Complutense de Educación. - 2021. - № 32 (3). - P. 415-426.
-
Smith, J. Digital socialization: young people’s changing value orientation s towards internet use between adolescence and early adulthood /j. Smith, B. Hewitt, Z. Skrbis // Information, Communication & Society. - 2015. - Vol. 18, № 9. - P. 1022-1038.
Показать больше