Новые vs традиционные агенты политической социализации в условиях digital-коммуникации молодёжи регионов РФ
Аннотация
В настоящее время digital-коммуникации накладывается на уже сформировавшиеся ценности общества потребления, усиливая характерные для него тенденции. Цель исследования заключается в изучении особенностей и референтных агентов политической социализации учащейся молодёжи в приграничных регионах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Статья написана на основе результатов 14 фокус-групп, проведённых с учащимися 10-11 классов, студентами ссузов и вузов в 8 субъектах РФ: Алтайском, Забайкальском, Приморском и Хабаровском краях, Омской области, Республиках Алтай, Тыва, Бурятия (октябрь - ноябрь 2021 г.). В каждой фокус-группе принимали участие представители только одного региона и одного сегмента учащейся молодёжи. Результаты исследования позволяют определить гибридный характер конфигурации агентов политической социализации. Новые акторы имеют доминирующее значение только как источник получения информации. Традиционные социализаторы не рассматриваются как таковые, при этом обсуждение каких-либо важных событий, вопросов осуществляется, прежде всего, в кругу семьи и друзей. Роль блогеров в условиях цифровой социализации в изучаемой молодёжной среде невысока по причине их некомпетентности и ангажированности. Недемократическая модель коммуникации как в семье, так и в учебных заведениях, а также ограничения в сети Интернет не позволяют получить объективные политические знания и снижают политическую субъектность молодёжи. Данная ситуация осложняется концентрацией внимания молодёжи на негативных оценках при обсуждении политики в кругу друзей.
Ключевые слова
- молодёжь
- школьники
- студенты
- блогеры
- новые агенты социализации
- традиционные агенты социализации
- семья
- учителя
- цифровая социализации
- сетевая модель социализации
- коммуникация
- лидеры мнений
- информированность молодёжи
Вклад авторов
Асеева Т. А. – постановка научной проблемы; сбор и систематизация аналитической информации; итоговые выводы. Киреева О. С. – разработка концепции исследования; анализ и интерпретация эмпирических данных; графическое оформление; итоговые выводы.
Благодарности
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-31651 «Факторы и каналы формирования политического сознания и мотивации политического участия учащейся молодёжи приграничных регионов Сибири и Дальнего Востока».
Источники
- Бурда, М. А. Современные особенности становления новых агентов политической социализации молодёжи / М. А. Бурда, А. Р. Горчакова, Н. С. Стригина // Среднерусский вестник общественных наук. - 2020. - Т. 15, № 2. - С. 99-109. - DOI: 10.22394/2071-2367-2020-15-2-99-109.
- Гатиева, А. М. Основные тенденции политической социализации молодёжи в современном социокультурном пространстве / А. М. Гатиева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. - № 1 (61). - С. 40-43.
- Ильин, А. Н. Деконсолидация и деполитизация, характерные для общества потребления / А. Н. Ильин // Социологический журнал. - 2014. - № 3. - С. 101-115.
- Кавеева, А. Д. Ускользающее доверие в цифровых коммуникациях: что связывает пользователей в виртуальных сообществах? / А. Д. Кавеева, Л. А. Сабурова, Ю. Ю. Эстрина // Антиномии. - 2019. - Т. 19, вып. 4. - С. 45-65. - DOI 10.24411/2686-7206-2019-00008.
- Касамара, В. Я. YouTube-блогеры как агенты политической социализации российских школьников / В. Я. Касамара, А. А. Сорокина, А. Н. Шилина // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. - 2021. - № 3. - С. 7-21. Показать больше