Рассмотрено формирование национальных кадров для Калмыкии, прежде всего, управленческих, посредством обучения через совпартшколы. Данный регион отличался слабым развитием хозяйства, специфическими сложностями кочевого образа жизни, отсутствием инфраструктуры и другими многочисленными трудностями. В связи со становлением советского государства происходила трансформация различных сфер общества. Основной задачей советско-партийной школы являлась подготовка калмыцких национальных управленцев, партийной и советской номенклатуры, ведущим критерием которой выступала идеологическая направленность. Проанализированы содержание учебного процесса в совпартшколе, программы, методы обучения, образовательный уровень слушателей. Целевое назначение подготовки кадров - функционеров в данных учебных заведениях заключалось в социокультурной модернизации и изменении общественной психологии людей. Базовой кадровой основой региона для властных структур в основном становились выпускники данного учебного заведения, возглавившие и руководившие партийными, советскими, хозяйственными органами автономии. Использованы результаты полевых исследований, в частности, очевидцев и участников событий, проведенные в 1980-х гг. - опрос, статистический сбор данных, фоно- и фотодокументирование и т. д. Они явились своеобразными репрезентативными источниками для обобщения исторического опыта подготовки номенклатурных кадров для региональных общественных сфер в первые десятилетия советского государства. В научный оборот введены архивные материалы, через исследование которых был сделан вывод, что в рассматриваемый период были заложены основы политического образования, советско-партийные школы являлись одной из составных частей формирования подготовки кадров, через которую трансформировалась модель общества.