Рассматривается сфера образования Калмыкии в 30-е гг. XX в., являвшиеся периодом социокультурных преобразований в контексте советской индустриальной модернизации. В региональной образовательной сфере, как и по стране, осуществлялись такие масштабные проекты, как введение всеобщего начального и переход к всеобщему семилетнему обучению, осуществление политехнического обучения, продолжалась работа по ликвидации неграмотности, шла подготовка национальных кадров через открытие учебных заведений различных уровней, что привело к изменению социальной структуры региона. Кроме того, в автономии создавалась необходимая образовательная инфраструктура. Через формируемую новую систему образования народы традиционных обществ, каким являлся и калмыцкий социум, адаптировались и включались в данные преобразования. Актуальность данной проблемы связана с обращением к ретроспективному рассмотрению вопросов образования в период проведения советских модернизационных процессов, что связано с поиском современной образовательной модели и для учёта положительного опыта прошлого.