Судостроение в экономической жизни Нижнего Поволжья в XIX - начале XX века

Воронова А.А.

Аннотация

Исследуется судостроительная отрасль промышленности от стадии её зарождения в Нижнем Поволжье, т.е. от промысла к промышленности. Были выявлены даже очень мелкие судостроительные верфи, а также мастерские, основанные исключительно на ручном труде, а также крупные предприятия, выросшие до уровня фабрик. Развитию судостроения на промышленной основе в Астраханской губернии способствовал в 1826 г. перевод адмиралтейства из Казани в г. Астрахань. Она оставалась базой военного флота России на Каспии вплоть до перемещения в Баку. Параллельно с государственным строительством военного флота развивалось купеческое судостроение. Судостроение и тесно связанный с ним судоремонт оказывали существенное влияние на экономическую жизнь Нижнего Поволжья, расширяя и углубляя товарно-денежные отношения. В 40-е гг. XIX в. на Нижней и к 1900 г. в Астраханской губернии имелось почти три десятка судоремонтных предприятий, большинство из которых было открыто в последнее десятилетие XIX в. Именно тогда, когда Каспийский и Волжский нефтеналивные флоты получили бурное развитие. Началась промышленная революция на речном транспорте, что позволило повысить товарность производства в этом регионе. Пятидесятые годы XIX в. стали бумом пароходного дела и развитием строительства пароходов на Волге. Бурно пароходство на Волге стало развиваться с отменой крепостного права. Наряду с оборудованием паровыми двигателями, суда стали строиться из железа, а затем исключительно из стали.

Ключевые слова

Научный журнал КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН

Выпуск 2017 No. 3 (52)

PDF

Авторы

Распространение

Лицензия Creative Commons
Это произведение публикуется по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.