Опыт осмысления единства бытия в философских трактатах о музыке

Аннотация

В музыкальных трактатах о музыке Античности, эпохи Средневековья, Ренессанса и теории искусства Нового времени содержатся основополагающие идеи философии музыки как космоэстетической. Анализ феномена музыки как универсума бытия позволяет проследить последовательность изменений в понимании феномена музыки: от преодоления иррациональных элементов магического понимания к выстраиванию античной концепции понимания музыки как организации мира во времени по пути математизации музыки в средневековой эстетике до классицистского принципа разумного ограничения аффектов. Это было связано не только с религиозно-этическим требованием подавлять страсти, но и с осмыслением музыки как гармонизации всего сущего, разумно устроенной организации бытия. Философские основания анализа музыки восходят к фундаментальным причинностям бытия, а отсюда и сама музыка не есть случайность, некая мутация духовных коллизий. Музыка есть бытие, достигающее в пределах музыкальной «действительности» необходимой диалектической (раздваивающейся) напряженности. Именно поэтому музыка закономерна по отношению к человеческой онтологии и культуре и смысловая ассоциация «Мир - человек» дает возможность рассмотреть феномен музыки как символический коррелят онтологических, космологических и гносеологических контекстов. Понимание того, что истоки постижения музыки лежат в древнейших пластах культуры, дает основания полагать, что изучаемая в контексте элементов древнейших знаний, она сможет стать основой для глубинного исследования культурно-исторического континуума, где можно найти ответы на насущные вопросы миропонимания.

Ключевые слова

Информация о статье
Авторы
Распространение

Лицензия Creative Commons

Материалы издания доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

* не является рекламой