Культурная безопасность в стране Пушкина и шансона

Аннотация

Статья посвящена анализу такого нового направления в современных социальных науках как «духовная безопасность». На основе ряда факторов мы показываем о невозможности четкого определения как объекта, так и предмета исследования. В качестве аргументов называется невозможность дать дефиницию такому понятию, как «духовное», и отсутствие согласованного определения понятия «культура», насчитывающее более тысячи различных толкований. Еще одной сложностью становления этого направления мы считаем отсутствие четкой методологической базы, позволившей объективно проанализировать обозначенную проблему. Основываясь на подходах таких видных антропологов, как Л. Уайт и М. Салинс, настаивавших на динамичном характере культуры, её постоянном развитии, мы считаем, что это свойство культуры несовместимо с какой-либо консервацией или привязкой к традиционализму, так как ведет к стагнации культуры. Другим важным фактором, не позволяющим строить концепцию духовной безопасности в России, является особый феномен российского культурного ландшафта, определяемого через понятия амбивалентности, гетеротопии и гибридности. Все эти факторы говорят о том, что попытка поставить проблему духовной безопасности в контексте возвращения к старой традиции, будь то религиозной или культурной, непродуктивна и даже опасна, так как в культурном, социальном или политическом аспектах население России весьма разнообразно, и любое сведение традиции до уровня гомогенности приведет к серьезным противоречиям внутри общества.

Ключевые слова

Информация о статье
Авторы
Распространение

Лицензия Creative Commons

Материалы издания доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

* не является рекламой