О «философско-эротическом» романе Ф.Н. Горенштейна

Завьялова Е.Е.

Аннотация

Статья посвящена определению жанровых доминант произведения Ф.Н. Горенштейна «Чок-Чок» (1987). Анализируется авторский подзаголовок «философско-эротический роман», доказывается иронический характер этой экспликации. Рассматриваются устойчивые маркеры эротического текста: театрализация (проявляющаяся в мотивах переодевания и подглядывания, особом дроблении высказываний на реплики), изображение девиантных сексуальных действий, наличие архетипического образа искусительницы. Подчёркивается, что в романе «Чок-Чок» часть описаний носит остранённый, антиэстетический характер, воспроизведённые интимные сцены не являются самоцелью, всегда несут в себе подтекст, иной план. Утверждается, что в произведении Ф.Н. Горенштейна отсутствует внеэстетический публицистический ряд, нет обладающих повышенным интеллектуальным содержанием вставок, нет героев-идеологов, - всего того, что обычно присуще философскому роману. При этом практически на всех уровнях произведения важное место отводится художественному изображению субстанциальной идеи. Герои попадают в сходные ситуации и произносят похожие реплики. Структура текста представляется как расходящаяся спираль. Автор дублирует звуковые сочетания, лексемы, детали, образы, мотивы, фабульные схемы. Психологические обертона У. Джемса становятся для писателя исходной философемой. Двойное слово в заглавии романа является тому наглядным подтверждением.

Ключевые слова