Развитие корпоративной социальной ответственности бизнеса в России: от государственного патернализма к корпоративному гражданству

Вотченко Е.С.

Аннотация

Настоящая статья рассматривает эволюционные этапы в развитии дефиниций «корпоративное гражданство» и «корпоративная социальная ответственность», а также специфику становления государственно-частного партнерства в России. Автор попытался проанализировать современные тенденции отношений бизнеса и власти в стране, а также понять закономерности такого партнерства и распределение уникальных ролей в связке «бизнес-государство-общество». Что касается развития концепций корпоративного гражданства и социальной ответственности, то, по мнению автора, начиная примерно с 2003 г. обсуждение проблем корпоративной социальной ответственности прочно заняло одну из лидирующих позиций, как на страницах деловых изданий, так и в повестке дня форумов руководителей государства и лидеров российского бизнеса, теоретиков и практиков отечественного менеджмента. С этого времени по теме исследования российскими учеными в достаточной мере проработан понятийный аппарат, определены и систематизированы общественные ожидания, анализируется и обобщается опыт социально ответственных российских и зарубежных компаний. Кроме этого, в настоящем исследовании приведена авторская интерпретация классической «пирамиды» Кэрролла применительно к российским реалиям развития социально ответственного бизнеса. В ходе анализа делается интересное заключение о том, что в научной среде формируется новая парадигма социальной ответственности бизнеса, элементами которой выступают корпоративное гражданство, социальные инвестиции и социальное партнерство.

Ключевые слова