Реформы российской школы начала ХХ века как отражение государственной образовательной политики

Аннотация

Исторически сложилось так, что школьные реформы стали универсальной характеристикой образовательной политики российского и советского государства в ХХ в. С наступлением нового тысячелетия проблема модернизации системы образования по-прежнему актуальна не только для современной России, но и для всех стран мира. Однако исторические основы этого процесса изучены еще крайне мало. В статье рассматриваются правительственные проекты реформирования системы школьного образования в России в контексте формирования государственной образовательной политики начала ХХ в. Целью исследования стало выявление основных направлений, приоритетов и задач в деятельности министерства народного просвещения в период правления Николая II. А также определение степени участия общественности и органов местного самоуправления (земств) в деле совершенствования российской системы образования. Особое внимание уделено сравнению, предложенных николаевскими министрами вариантов решения главной проблемы России начала прошлого века: введения всеобщего начального образования. Кроме того, проекты Н.П. Боголепова, П.С. Ванновского И.И. Толстого, В.И. Фармаковского, П.Н. Игнатьева были направлены на создание в стране сложно дифференцированной системы, включающей разные типы школ, которая давала бы возможность представителям всех слоев общества получать образование, соответствующее их способностям и потребностям.

Ключевые слова

Информация о статье
Авторы
Распространение

Лицензия Creative Commons

Материалы издания доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная