Музей в XXI веке является не только информационным носителем, но и определенным механизмом социокультурной коммуникации, который способствует сохранению, воспроизводству и трансляции культурных ценностей. Сегодня разработан новый коммуникационный подход, при котором посетитель является полноправным участником процесса коммуникации, собеседником и партнером. Особую роль выполняют выставочная деятельность, активное развитие культурного туризма и взаимодействие с туристическими предприятиями. Для позиционирования музея в инновационном пространстве требуется поиск и внедрение современных коммуникационных методов, форм и средств донесения информации до разновозрастной аудитории. Музейный туризм может стать мощной индустрией Астраханского региона. Конечно, коллекции и научно-исследовательская концепция музея всегда будут определять его основную деятельность, а музейная коммуникация – это лишь способ организовать эту деятельность таким образом, чтобы она стала более эффективной для потребителей музейных услуг. Роль музея и роль туризма как разных культурных институтов переплетаются, создавая единое культурное пространство, и в этом пространстве трудятся специалисты, целью которых является популяризация культурного наследия Астраханского региона.