В статье рассматриваются особенности государственной политики развития отечественных железных дорог на рубеже XIX-ХХ столетий - периода, для которого свойственно интенсивное распространение данного вида транспорта в России. Железнодорожный транспорт являлся основным видом транспорта страны. Вызовы нового, ХХ столетия, явные и косвенные признаки предстоящих глобализационных процессов, а также стратегическая мотивация вели Россию по пути развития сети железных дорог, в том числе имеющих транзитное значение. Быстрому развитию сети железных дорог в конце XIX - начале XX вв. способствовало их большое военно-стратегическое значение. Новое строительство велось как в центральных районах, так и на окраинах. Российским железным дорогам в рассматриваемый период стал присущ целый ряд исторически обусловленных особенностей, которые ставят их на особое место среди железнодорожных систем других стран.