КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

К формированию концепции политической услуги

2014. №1, Стр. 34-40

Морозов Сергей Александрович - доктор философских наук, профессор, Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 350901, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Российская, 134, moro_kras@rambler.ru

Статья посвящена проблеме концептуализации термина «политический товар» на рынке политических услуг. Дается анализ трудности определения товара на политическом рынке как феномене современной социально-политической системы. Эта система основана на принципах рыночной организации экономики. Она использует рыночный инструментарий организации политической деятельности в социально-политических практиках. Рассматривается сложившийся в середине ХХ в. подход к политическому товару как продукту электоральной деятельности. в ней кандидат на выборный пост рассматривается в качестве товара, а также подход к политическому товару как комплексу - микс в рамках более поздних маркетинговых концепций. Автором предложено рассматривать товар на политическом рынке как политическую услугу. Это позволяет выделить сходства и различия между услугами на политическом и товарном рынке, на основании мультиатрибутивной модели товара, разработанной Фишбайном во второй половине ХХ в. Опора на мультиатрибутивную модель дает возможность учесть неконтролируемые политические факторы, перечисленные автором. Автором использована концепция жизненного цикла товара, созданная американским ученым-маркетологом Т. Левитом. Использование 4-ступенчатой модели Т. Левита, дополненной впоследствии 5 элементом - «фазой турбулентности» - позволяет автору вместо 5-ступенчатой модели предложить 6-ти ступенчатую модель. Эта модель отличается от неполитической модели жизненного цикла наличием специфической фазы - фазы доминантной зрелости. Она позволяет охарактеризовать особенности проявления ассиметрии распределения политических и иных ресурсов между акторами политических процессов на рынке услуг. Автор предлагает дополнить существующую 5-фазовую модель жизненного цикла товара еще одной фазой - фазой доминантной зрелости. в рамках этой фазы рассматривается деятельность победившей на выборах политической партии, в том числе и в условиях формирования коалиционного правительства.

Ключевые слова: маркетинг, политический рынок, политическая услуга, жизненный цикл политических услуг, marketing, political market, political service, life cycle of political service

Читать