КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ТРАНСГРЕССИИ В РАБОТАХ Ж. БАТАЯ И М. ФУКО

2020. №2, Стр. 131-136

Тихонова Валентина Львовна - Астраханский государственный университет, opera-15@mail.ru

Закутнов Олег Игоревич - Астраханский государственный университет, zakutnov-oleg@mail.ru

Анализируются содержательные значения понятия трансгрессии в работах французских мыслителей XX в. Ж. Батая и М. Фуко. В современном научном дискурсе применение термина «трансгрессии» получило достаточно широкое распространение. Оно используется в разных науках для фиксации феномена перехода непроходимой границы и, как правило, границы между возможным и невозможным. Ж. Батай один из первых разработал философию трансгрессии в рамках осмысления возможности достижения человеком полноты своего бытия посредством выхода за пределы правил и запретов, наложенных обществом. Идея нарушения и преодоления границ дозволенного охватывает широкий круг тем: эротизма, смерти, праздника, жертвоприношения, сакрального и профанного и пр. Человек по своей природе амбивалентен, поэтому Ж. Батай стремился снять «бинарные оппозиции», сведя к единству человеческое и природное (животное), жизнь и смерть. Граница, созданная обществом, отделяет человека от дочеловеческого, от царства чистой тотальности. Акт трансгрессии связан с пересечением границы, возвращающей человека обратно в это царство, позволяя пережить «тотальность реального». Для М. Фуко трансгрессия заключается в нарушении чистого запрета, не связанного с конкретно - социальным содержанием. Под таким абсолютным запретом М. Фуко понимал сексуальность. Великим трансгрессором, по М. Фуко, является безумие. И Ж. Батай, и М. Фуко связывали наличие границ с неприятием человеком низменных проявлений природной сущности, разделяющих миры на профанный, сакральный, трансцендентный. Но все эти миры открыты друг другу в актах трансгрессии - скачке в новое состояние. Поэтому философия трансгрессии не содержит диалектических противоречий; в акте трансгрессии человек становится всем в своей тотальности, он соприкасается с беспредельностью, переживает ее в себе, растворяясь в ней. Но акт трансгрессии предполагает также и возврат в предшествующее состояние.

Ключевые слова: трансгрессивный акт, тотальность, жизнь, смерть, эротизм, сексуальность, природное, животное, безумие, границы, запрет, амбивалентность, трансгрессор, transgressive act, totality, life, death, eroticism, sexuality, natural, animal, madness, boundaries, prohibition, ambivalence, transgressor

Читать